********
ПУТЬ ПУСТОЙ РУКИ
Поднял кулак – убей!
(Древний принцип Окинава-тэ)
« …… Дэмура с молниеносной быстротой пнул шофера по ноге в самое чувствительное место, по косточке, и тот час же метнулся вперед, чтобы подбить таксисту другую ногу. Он не дал даже упасть своему врагу. Левой рукой нанес ему удар в висок, правой ткнул в лицо, заставив таксиста запрокинуть голову, а затем – Куяма лишь задним числом смог восстановить цепочку действий –Дэмура большим пальцем левой руки коснулся какой-то точки на голове противника, и верзила завопил от боли. В то же мгновенье согнутые пальцы Дэмуры ухватили этот орущий рот и рванули в стороны.».
( Андраш Тотис «Убить голыми руками»).
Наиболее глубоко к знаниям воздействия на уязвимые места на теле человека, подошли дальневосточные боевые искусства. Накопив на протяжении веков уникальный опыт.
Еще несколько тысячелетий назад в древней Индии, а затем в Тибете и Китае было известно, что на теле человека существуют особенно чувствительные к боли места, и знание расположения этих мест, умелое на них воздействие становится неотъемлемой частью опыта мастеров восточных боевых искусств. Так же как дирижер руководя оркестром, создает необходимый ритм музыкального произведения, так и мастер боевых искусств воздействуя на ту или иную область тела соперника, руководит состоянием его организма. Добиваясь нужного ему результата.
В настоящее время методы воздействия на точки, можно пожалуй разделить на два вида: японский и китайский.
Японский: основывается на широкой ударной волне, которая поражает уязвимые зоны с использованием силы и скорости удара, вращением бедер, резкого выдоха «киай» и «кимэ».
Китайский: основан на длительном опыте и более избирателен, т. к. опирается на знания чженьзютерапии и заключается в прямом воздействии на точки или их сочетания, при этом усилие воздействия не велико, но эффект разрушителен.
Далее будут рассмотрены оба вида, но в начале немного истории:
Неизменно на Западе каратэ или кун-фу ассоциируют с использованием ударов по болевым местам, которыми овладевают с помощью тренировок, хотя каратэ и кун-фу это современное название многих стилей и школ дальневосточных боевых искусств, т.к. почти до 1960 года для большинства европейцев эти термины были неизвестны.
Родиной каратэ-до (путь пустой руки) стал архипелаг Рюкю, а точнее его главный остров Окинава, который установил экономические связи с Китаем раньше, чем с Японией. На острове была целая колония переселенцев из Поднебесной, которые по-видимому, и ознакомили жителей острова с китайской медициной и боевыми искусствами.
Так, в 1392 году группа китайских мастеров и монахов Южного Шаолиня поселилась в Кумэ,Окинава ( в письменных источниках около 36 семей). А в 1609 году архипелаг был захвачен войсками японского князя Симадзу из клана Сатсума, который разгромил династию Сё. Сам остров Окинава был насильно превращен в протекторат Японской империи, армию распустили, а всё оружие конфисковали в результате компании "катана кари"(охота за мечами),объявленной японцами. Население обложили грабительскими налогами, и стали вводить свои законы. Тогда оставшиеся не удел и разоруженные окинавские воины создали тайные школы рукопашного боя, в которые они вовлекали некоторых способных горожан и крестьян. Поскольку сборщиков налогов и японских чиновников охраняли вооруженный самураи, то у безоружных окинавцев справиться с ними шансов практически не было. Тогда-то и появился знаменитый лозунг "Иккен-хиссацу" (Одним ударом - наповал!). Ставка делалась на один сокрушительный удар, направленный в уязвимые места, такие как висок. горло,пах или солнечное сплетение. Если свалить самурая одним ударом не удавалось, то он, как правило, укорачивал оплошавшего адепта боевых искусств на голову.
Последствия грубого отношения к местным жителям и породили среди них систематизированное боевое искусство "Окинава-тэ"(руки Окинавы). Из китайской боевой техники были отобраны наиболее эффективные приемы боя, которые стали базовой техникой окинава-тэ. В результате тренировок адепты окинава-тэ, доводили "набивку" рук и ног до такой степени, что ударом кулака или ноги могли пробить доспех самурая, не говоря уже о незащищённых частях тела, но как бы то не было, самураи были очень опытными воинами и шансов одержать вверх было не так уж и много. Тем не менее после нескольких лет упорных тренировок боец мог ударом кан-сю (ёмбон-цуките-рука копьё) пробить конское брюхо или бычий бок и вынуть внутренности.
В результате стычек с самураями происходило обогащение окинава-тэ приемами дзю-дзютсу, всё более оттачивалась техника быстрого поражения противника. Например, в некоторых школах отрабатывалась техника "орлиные когти", позволявшая вырывать куски плоти из тела противника или одним ударом превращать лицо в бесформенное месиво. В этот же период сформировалось три стиля каратэ: Сюри-тэ, Томари-тэ и Наха-тэ, по названиям городов, в которых они практиковались.
В начале ХХ века учителя с Окинавы решили, наконец обнародовать своё искусство. Среди них был и Гитин Фунакоси (родился в 1868 году, в городе Сюри на Окинаве), который считается "отцом" современного каратэ-до и создателем стиля Сёто-кан каратэ-до (путь пустой руки "Волны сосен"). Он вошёл в историю, как человек, который открыл миру секреты каратэ-до. Обосновавшись в Токио, Фунакоси в 1922 году открыл свою школу.
Между двумя мировыми войнами Японией овладел шовинистический угар, новым ученикам Фунакоси не нравилось название Окинава-тэ, напоминавшее о чужеродном происхождении единоборства. И тогда Фунакоси вспомнилось "каратэ"- не прижившееся на Окинаве название школы Сокугавы. Впервые этот термин ввел мастер рукопашного боя Сакугава, вернувшийся из Китая в 1722 г., и открывший школу "каратэ-но-Сакугава". Когда же остров Окинава стал собственностью Японии, "каратэ" начинает официально называться как "каратэ-дзицу" или "техника китайских рук". В 1923 году, иероглиф "кара" - "китайский", заменяется другим, тоже "кара", но уже переводимый как "пустой". Достаточно было лишь заменить первые иероглифы - и "китайская рука" превращалась в "пустая рука" при том же произношении. Таким образом в 30-е годы в Японии и за рубежом для древнего окинавского вида единоборства окончательно утверждается его новое название - каратэ-до(путь пустой руки).
Кроме Фунакоси, у истоков каратэ-до стояли такие выдающиеся мастера как : Итосу Анко (направление Шорин-рю), Хигаонна Канруо (направление Шорей-рю - твёрдое сочетание с мягким), Хиронори Оцука (стиль Вадо-рю- Путь мира), Масутацу Ояма (стиль Кёкусинкай - Общество Абсолютной истины)и ряд других мастеров.