Найти в Дзене
Александр Шеронов

«ЗиМ» (ГАЗ-12): кабриолет, которого не было...

Не каждому автомобилю суждено оставить яркий след в истории своей страны. А вот «ЗиМ» (ГАЗ-12) наследил порядочно. По сути, это – первый советский автомобиль, ставший жертвой политических репрессий. Нет, его не расстреляли из Т-34 и не сослали на Колыму. Его просто переименовали, как и само предприятие в городе Горьком.

ГАЗ-12 был короче ЗИС-110 на 640, уже на 90, ниже на 100 мм и легче на 700 кг. Однако выглядел более эффектно. Как справедливо пишет А.А. Гордин в книге "Горьковский автомобильный завод. История и современность", "монументальный силуэт ЗИМа воплотил в себе дух "сталинского ампира" начала 1950-х годов, став одним из символов этого времени".
ГАЗ-12 был короче ЗИС-110 на 640, уже на 90, ниже на 100 мм и легче на 700 кг. Однако выглядел более эффектно. Как справедливо пишет А.А. Гордин в книге "Горьковский автомобильный завод. История и современность", "монументальный силуэт ЗИМа воплотил в себе дух "сталинского ампира" начала 1950-х годов, став одним из символов этого времени".

До 1957 года это был «Завод имени Молотова», однако после разгрома «антипартийной группы», которую как раз и возглавил бывший нарком иностранных дел, имя Молотова исключили из названия завода. Так «ЗиМ» превратился в «ГАЗ». Вывеску сменили, но на большинстве автомобилей эмблемы и шильдики остались прежними, что важно для исторической правды. Предшественник «Чайки» ГАЗ-13 сказал свое веское слово и в развитии техники.

Один из двух ГАЗ-12 в кузове фаэтон. Сфотографирован в Автозаводском парке. На заднем плане - знаменитый летний кинотеатр "Родина" (объект культурного наследия, уничтожен в наше время). Памятник Сталину еще не заменили на изваяние Ленина, которое в итоге тоже убрали. Сейчас на этом месте - синий забор и разруха...
Один из двух ГАЗ-12 в кузове фаэтон. Сфотографирован в Автозаводском парке. На заднем плане - знаменитый летний кинотеатр "Родина" (объект культурного наследия, уничтожен в наше время). Памятник Сталину еще не заменили на изваяние Ленина, которое в итоге тоже убрали. Сейчас на этом месте - синий забор и разруха...

На нем впервые в отечественной практике применили 3-ступенчатую гидромеханическую трансмиссию, позволявшую плавно трогаться с любой передачи. Есть и мировое достижение, заключавшееся в том, что именно «ГАЗ» стал пионером строительства автомобилей, несущий кузов которых был оборудован тремя рядами сидений.

А еще «ЗиМ», предназначавшийся для партийно-хозяйственных чиновников на уровне заместителей, стал первым лимузином, который поступил в открытую продажу.

Под аллигаторного вида капотом, который, кстати, откидывался на любую сторону, был установлен рядный 90-сильный двигатель объемом 3 485 куб. см, который разгонял двухтонный седан до «сотни» за 37 секунд, максимальная скорость составляла 120 км/ч, средний расход топлива – 15 литров.

Передняя панель столь же монументальна, как и сам кабриолет. Большой циферблат аналоговых часов (справа) по современным меркам является особой роскошью
Передняя панель столь же монументальна, как и сам кабриолет. Большой циферблат аналоговых часов (справа) по современным меркам является особой роскошью

И по тем, и по нынешним меркам автомобиль был роскошным. Это касается и простора (длина, ширина, высота, колесная база составляли 5530, 1900,1660, 3200 мм), и отделки (посмотрите хотя бы на фото приборной панели). Всего с 1949 по 1959 год было выпущено чуть больше 21 000 экземпляров различных модификаций. А кабриолетов – два! В серию они не пошли.

-5

Тот, что на фото – современная реконструкция. В конце мая 2011 года автомобиль приехал в Нижний Новгород из Донецка на празднование 80-летия «ГАЗа», преодолев 3600 километров. У машины все родное, кроме, разумеется, мягкого верха. Блестящая работа группы энтузиастов. Сохранилась ли она?

Фото автора и из открытых источников

Авто
5,66 млн интересуются