Найти тему
Авто Клуб.

Тягачи страны советов. Тяжелый тягач ЯАЗ 210 Д

Приветствую всех читателей. Сегодня мы поговорим о таком автомобиле как ЯАЗ 210 Д. Его по праву можно назвать первым тяжелым тягачом созданным в СССР. Хотя наверное правильным будет сказать, первый гражданский тягач СССР. Итак, начнем.

История создания трёхосного тяжёлого грузового автомобиля ЯАЗ-210 берёт своё начало в январе 1941 года. Но как и в большинстве случаев, начавшаяся Вторая мировая война, внесла свои коррективы и заставила свернуть все работы, по созданию серии тяжелых грузовиков. Однако в 1943 году проектирование нового семейства возобновилось. В апреле 1948 года был построен первый опытный образец трёхосного грузового автомобиля общего назначения ЯАЗ-210 с 6-цилиндровым двигателем ЯАЗ-206 (копией двигателя GMC 6-71)

Уже к концу 1948 года были построены опытные образцы двух модификаций базовой модели: ЯАЗ-210А (с цельнометаллической платформой и лёбёдкой) а так же балластный тягач ЯАЗ-210Г, и ЯАЗ-210Д (седельный тягач). Испытания и подготовка производства заняли три года — в 1950 году были изготовлены первые 6 самосвалов ЯАЗ-210Е Серийное производство автомобилей семейства ЯАЗ-210 началось в 1951 году и продолжалось по 1958 год. Из-за ограниченных производственных возможностей седельные тягачи ЯАЗ-210Д выпускались в крайне не больших количествах.

-2

Конечно нельзя не обратить внимание на то, что грузовики серии 210 очень похожи на американские грузовики тех годов, так же во многих источниках утверждается, что при проектировании ЯАЗ-210 за прототип был принят поставлявшийся по ленд-лизу танковый транспортёр Diamond T 980, от которого якобы были заимствованы рама, трансмиссия и ходовая часть. Однако в других источниках утверждается, что трансмиссия и ходовая часть ЯАЗ-210 не может иметь в качестве прототипа Diamond T 980, так как последний принципиально отличался схемой трансмиссии — без межосевого дифференциала, с проходным средним мостом, от которого мощность передавалась на задний мост ,у ЯАЗ-210 оба моста приводились непосредственно от раздаточной коробки, в которую был встроен межосевой дифференциал.

Не имела ничего общего с Diamond T 980 и ходовая часть ЯАЗ-210. Его передняя подвеска была заимствована у ЯАЗ-200 и имела заделку рессор в резиновых подушках. Ещё большие отличия имела задняя подвеска: в то время, как у Diamond T 980 толкающие усилия и крутящий момент от задних мостов воспринимались шестью реактивными штангами, а рессоры задней тележки выполнялись прямыми и свободно опирались сверху на балки мостов. Интересно, что аналогичную схему задней подвески имели грузовики Mack NR, также поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу

Также ошибочна информация об использовании на тягаче Diamond T 980 двигателя GMC 6-71, который под маркой ЯАЗ-206 использовался на грузовиках ЯАЗ-210. Относительно кабины и оперения, установленных в 1944 году на первом опытном образце ЯАЗ-200, в источниках встречаются разночтения: указывается, что они были взяты от грузовика Mack LM или от Mack NR. Объясняется это просто: грузовики Mack модели NR начиная с серии Mack NR4 получили капот, облицовку и крылья (а поставлявшиеся в СССР NR6 — и закрытую кабину) от коммерческого семейства «L».

Седельный тягач, предназначался для работы с полуприцепом грузоподъёмностью до 40 тонн. На опытных образцах седельного тягача ЯАЗ-210Д устанавливалась лебёдка.

Но на серийных машинах её место заняла пара запасных колёс. Были у этой серии грузовиков и новые для тех времен разработки. Особенностью седельного тягача была электро система, в которой с массой был соединён «+», а не «-», как на других машинах семейства ЯАЗ-210, так же тягач оснащался седельным устройством с автоматическим замком и устройством для питания воздухом тормозной системы полуприцепа.

Не смотря на все пройденные испытания, которые показали достаточно высокие результаты, эксплуатация выявила много минусов. Невысокая надёжность отдельных агрегатов, значительные сложности эксплуатации на грунтовых дорогах, низкая скорость и недостаточная манёвренность автопоезда, а так же эргономические просчёты не позволили тягачам ЯАЗ 210 Д успешно преодолевать тяжелое бездорожье.

На фото видно, как этот ЯАЗ 210 Д зацепили за гусеничный трактор, самому ему не выбраться.
На фото видно, как этот ЯАЗ 210 Д зацепили за гусеничный трактор, самому ему не выбраться.

По сути, машина могла успешно эксплуатироваться лишь на дорогах с твёрдым покрытием, с учётом перечисленных недостатков, тягач получил не самые хорошие отзывы со стороны водителей, но при этом не был снят с производства. Нашелся иной вариант использования этого тяжелого тягача, в основном ЯАЗ-210Д работал в паре с полуприцепами-топливозаправщиками ТЗ-16 на многочисленных военных и гражданских аэродромах по всей территории Советского Союза

-5

Также эти седельные тягачи буксировали полуприцепы-авто гудронаторы , работавшие по заливке гудроном швов на строительстве автомобильных дорог. И, конечно, очень многие ЯАЗ-210Д работали в сцепке с двухосными полуприцепами-тяжеловозами МАЗ-5203, рассчитанными на транспортировку крупногабаритных грузов. Этот полуприцеп имел балансирную подвеску колес без упругих элементов, откидные трапы для возможности погрузки и выгрузки самоходных машин. Он не являлся универсальным, а был рассчитан только для транспортировки определенных грузов: бульдозеров, экскаваторов, ректификационных колонн. МАЗ-5203 стал первым серийным советским полуприцепом-тяжеловозом. При подведении подкатной тележки он мог работать как прицеп и буксировался балластным тягачом ЯАЗ-210Г. Так же тягач ЯАЗ 210 Д в паре с полуприцепом МАЗ-5203 часто использовался для перевозки крупногабаритных строительных элементов, на строй площадки, где не требовалось выезжать на грунтовые дороги и тяжелое бездорожье.

-6

Со временем тягач ЯАЗ-210Д подвергся серьезным доработкам, были устранены многие недочеты, машина получила новую облицовки и выпускалась уже под другим индексом, но это уже другая история, а первый советский тяжелый тягач со временем канул в лету.

-7

Известен только один экземпляр автомобиля, сохранившийся до наших дней — это аэродромный топливозаправщик с полуприцепом ТЗ-16 (цистерной ёмкостью 16 тонн горючего) на базе двухосного полуприцепа МАЗ-5204 с седельным тягачом ЯАЗ-210Д. Машина являлась экспонатом Музея службы горючего на территории бывшей Центральной базы горючего Министерства обороны в Наро-Фоминске. Машина хранилась под открытым небом в не отреставрированном виде (отсутствуют светотехника и эмблема, спущены шины). В настоящее время экземпляр ЯАЗ-210Д частично отреставрирован и в составе с полуприцепом ЧМЗАП-5204М топливозаправщика ТЗ-22 является экспонатом открытой музейной площадки ФГАУ ВППКиО ВС РФ "Патриот" в районе г. Кубинка Московской области..

На этом сегодняшняя история тягача ЯАЗ-210Д заканчивается. Подписывайтесь на канал, продолжение следует.

Авто
5,66 млн интересуются