Собственно еще живя в Закарпатье, на границе бывшего Союза со странами народной демократии, можно было наблюдать что и куда направлялось через границу. В те годы львиная доля техники перевозилась по железной дороге. Так что я хорошо помню составы, состоящие из платформ с чехословацкими трамваями, троллейбусами, венгерскими автобусами «Икарус» разных модификаций, но и чехословацкими грузовиками «Татра». Однако, в сторону Европы вагоны тоже не шли пустыми. Очень часто я наблюдал картину, когда шли вагоны автовозы и отечественные «Лады», «Москвичи» и «Волги» везли в Чехословакию, Венгрию и т. п.
Как уже сказано выше Чехословакия импортировала автомобили из СССР. Вообще с легковыми автомобилями в ЧССР было проще, они были и доступнее по цене, и выбор больше и купить легче. Помимо советских машин чехам предлагались и модели собственного производства, например, «Шкоды», других социалистических стран, а также и иномарки из капиталистических стран, при этом их могли приобрести простые граждане, что было просто невозможно в СССР. Хотя, западноевропейских моделей было таки меньшинство, но я хорошо даже помню «Мерседесы» в классическом дизайне начала 80-х. Все-таки основу автопарка составляли чехословацкие машины, польские «Фиаты», немецкие «Трабанты», румынские «Daciа» и безусловно советские машины.
Поставки легковых машин на чехословацкий рынок Советским Союзом начались в 50-е годы, тогда поступали такие модели как «Победа» ГАЗ М20, «Волга» в вариантах ГАЗ-21 и ГАЗ-22, преимущественно ГАЗ-21, «Москвич»-404. В 60-е годы им на смену пришли обновленный модельный ряд «Москвичей» 408, 412, 426, 427. В 70-е годы из СССР поставлялись автомобили следующих моделей ВАЗ модификаций 2101,21011,2102,2103,2106,21061, «Москвичи» моделей 2137,2138,2140 и «Волга» ГАЗ-24.
Модельный ряд поставляемой техники обновлялся сразу же, как заводы начинали выпуск новых моделей. Поэтому в 80-е годы в разное время начались поставки легковушек ВАЗ 2105,21053,2107,2108,21083,2109,21093,2121. Во второй половине 80-х/ начале 90-х также началась поставка автомобилей «Таврия» ЗАЗ-1102, «Волг» ГАЗ-3102, «Москвичей»-2141.
Кстати, к началу 89 года в Чехословакии имелось: ВАЗ – 358 тысяч (все модели). Из них ВАЗ 2101 – 156 тысяч. ВАЗ 2108 успели продать 400 штук, «Волга» – 35,5 тысяч, «Москвич» – 48 тысяч (все модели).
Любопытно, что еще в 1989-1990 годах у чехов и словаков было довольно приличное количество 21-х «Волг».
Но самое интересное было, когда в самом конце 80-х советским военнослужащим и членам их семей Советское правительство позволило приобретать подержанные машины у местного населения. При этом приобретались отечественные модели. Поскольку я жил в одном городе Моравии и одном городе Словакии, и видел большинство автомобилей, которые приобретали наши граждане в этих городах, так как все были на виду. Так вот среди них не было ни одного ВАЗ и это несмотря на то, что среди всех советских марок это была наиболее распространенная. Чехи и словаки ценили указанные автомобили. Зато с удовольствием они избавлялись от «Волг», 24 модели и да, 21 модели и это уже в 1990 году, также распродавали «Москвичи» от 412 до 2140. Это были основные модели, которые покупали наши военнослужащие. При этом автомобили перегоняли в бывший Союз своим ходом.
Из курьезов можно считать выставленный на продажу за смешные деньги, "Москвич"-407 и это было в 1989 году. Разумеется, его никто не купил, а несчастный автомобиль месяцами стоял с объявлением на стоянке недалеко от моего прежнего дома в чешском городке Брунталь.
Чехословацкие военные, полицейские также получали автомобили из СССР. В частности в армию поступали УАЗ-469 и до 2017 года их дошло 630 единиц. В 2017 году чешская армия планировала избавиться от советских внедорожников.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».