Найти тему
«ArtQuin Media»

Метро-2. Д-6. Подземные бункеры: Московский метрополитен как объект гражданской обороны.

Оглавление

Наверное, статья будет знакома тем, кто читал книги или играл в геймерские решения про Метро во времена постапокалипсиса. Или тем, кто активно изучает информацию о подземных бункерах и системах обороны Москвы. Но соответствуют ли факты из игр и книг про то, что действительно есть в системе метрополитена?

Начало истории развития метро

Почти с первых лет существования Московского метрополитена предполагалось использовать его в качестве объекта гражданской обороны. В апреле 1941 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР, согласно которому метрополитен должен был быть приспособлен под массовое бомбоубежище. Во время Великой Отечественной Войны здесь скрывались от авианалётов тысячи москвичей (подробнее в этой статье).

После войны новые станции проектируются с учётом возможного использования потенциальным противником оружия массового поражения: атомного, химического и бактериологического. Вентиляционные шахты оборудуются фильтрами. На перегонах строятся санузлы, рассчитанные на обслуживание большого количества людей (в мирное время не используются). В тоннелях, а также на выходах со станций метро сооружаются герметичные двери (гермозатвор/«герма»). Они могут выдержать воздействие взрывной волны, а также способны предотвратить затопление станций и тоннелей в случае наводнения. Но гермозатворы не обеспечивают абсолютной изоляции. На случай отключения городского электропитания предусмотрены дизельные электростанции. Их мощности достаточно для поддержания освещения и вентиляции.

Гермозатвор на станции «Новокузнецкая». Да-да, вы каждый день проходите через них спускаясь в подземку.
Гермозатвор на станции «Новокузнецкая». Да-да, вы каждый день проходите через них спускаясь в подземку.

«Метро-2»

Неофициальное название бывших засекреченных московских подземных транспортных сооружений мобилизационного предназначения, находившихся в ведении Службы специальных объектов Главного управления специальных программ президента РФ (бывшее 15-ое Главное управление КГБ СССР) и Министерства обороны (9-ое Центральное управление) вплоть до 1999 года.

Данные от официальных лиц

«Сведения о числе подземных коммуникаций сильно преувеличены. При Сталине, который очень боялся покушений на свою жизнь, в самом деле работала одноколейная ветка подземного метро от Кремля до так называемой ближней дачи в Волынском. Сегодня ни дачей, ни веткой метро не пользуются».
Владимир Шевченко — руководитель протокола президента СССР Михаила Горбачёва и первого президента России Бориса Ельцина, 2004 год.

«…это и разветвлённая сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество человек — это было необходимо для его обслуживания. Знаю, что в «Метро-2» есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара».
Михаил Полторанин — вице-премьер и министр в правительстве Бориса Ельцина в начале 1990-х годов, 1991 год.

  • В 1996 году был открыт филиал Музея вооружённых сил на базе бывшего Запасного командного пункта Верховного Главнокомандующего Вооружённых Сил СССР И. В. Сталина в московском районе Измайлово. По данным официального сайта музея, объект соединён 17-километровой подземной дорогой с Кремлём, предназначенной для поездки на автомобиле. Его строительство велось в 1930-е годы и являлось частью государственной программы обеспечения обороноспособности страны.
  • В 2006 году в Москве был открыт для доступа граждан Музей холодной войны (Экспозиционный центр «ЗКП „Таганский“» или «Экспозиционный комплекс Бункер-42»), находящийся на глубине более 60 метров. Ранее в нём располагался секретный бункер ПВО, однако, этот объект не имеет никакого отношения к Метро-2, хотя, один из проходов бункера имеет выход в тоннели, рядом со станцией «Таганская» Кольцевой линии.
  • В 2018 году был рассекречен и стал доступен для легального посещения Бункер-703 (Объект ЧЗ-703), рядом со станцией «Павелецкая». В своё время он выполнял функции специального архивного хранилища для документов особой государственной важности, в том числе с грифами «секретно» и «совершенно секретно». Имеет соединение со служебной веткой московского метрополитена за гермодверью с ручным затвором. В настоящее время в объекте создаётся музей, включающий в себя несколько тематических экспозиционных площадок, посвящённых истории объекта ЧЗ-703, подземному строительству, защите населения от оружия массового поражения, секретному делопроизводству и методам современной фортификации.
Главный шахтный ствол объекта ЧЗ-703
Главный шахтный ствол объекта ЧЗ-703

Подземный «город» в Раменках

Этот «город» называют «Раменки-43». На юго-западе Москвы, в районе Раменки под пустырём к юго-западу от главного здания МГУ, комплексом зданий НИБО «Наука» (Научно-Исследовательская База Объединения «Наука») на глубине до 180—200 метров расположен крупнейший в Москве подземный бункер. По тем же данным, он связан с другими подземными объектами Москвы тоннелями. Якобы он предназначен для размещения 15 тысяч человек. Комплекс наземных зданий был построен в 1975 году.

-3

Одним из первых о нём написал американский журнал Time в 1992 году. В своём материале журналист ссылается на неназванного им офицера КГБ СССР, утверждающего, что принимал участие в строительстве крупного подземного объекта в Раменках, начавшемся в середине 1960-х годов и законченном к середине 1970-х годов. Он предназначался для укрытия около 15 тысяч человек в течение 30 лет.

«Под Раменками находится депо и станция Технического Обслуживания. Секретная линия метро вела к зданию ЦК КПСС и имела выход к правительственному аэропорту Внуково-2. Эта секретная линия была, по его мнению, использована при эвакуации сотрудников Центрального Комитета после поражения Государственного Комитета по Чрезвычайным Положениям».
Гавриил Попов мэр Москвы 1991-1992 гг. в интервью радио «Эхо Москвы», 2006 год.

Д-6

Глубина залегания варьирует от 50 до 210 метров. В тоннелях нет контактного рельса. Движение однопутное. Станции официально названий не имеют и больше напоминают технические платформы метро. В качестве подвижного состава использовались контактно-аккумуляторные электровозы типа Л, совместно с вагонами Еж6 по схеме Еж6-Л-Еж6 или Еж6-Л-Л-Еж6, четырёхвагонный дизель-поезд ДПС-01 и автомотрисы АС1А.

Контактно-аккумуляторный электровоз, тип Л. Построен в 1974 и 1986 годах.
Фото сделано на территории электродепо Новогиреево, 2009 год.
Контактно-аккумуляторный электровоз, тип Л. Построен в 1974 и 1986 годах. Фото сделано на территории электродепо Новогиреево, 2009 год.
Вагон Еж-6 №0091
Вагон Еж-6 №0091

«Существует соединение между гражданским метро и системой Д-6, начинающееся как ответвление от южного направления Сокольнической линии после станции «Спортивная». Официально это оборотный тупик (на схеме ниже - путь №3). Контактный рельс в этом тоннеле обрывается за 20 метров до решётчатых ворот, прикрытых стеклотканью. Затем идёт короткий участок тоннеля, где пространство между рельсами занимает арматурная сетка с двумя люками. По некоторым данным, за воротами начинается путь Метро-2».
Автор неизвестен
Станции «Воробьёвы Горы» и «Спортивная» на путевой схеме
Станции «Воробьёвы Горы» и «Спортивная» на путевой схеме

Основное предназначение системы — транспортная связь объектов Министерства Обороны в центре города с «подземным городом» в Раменках. Строительство отдельной подземной транспортной системы потребовалось в первую очередь по той причине, что участки мелкого заложения Сокольнической линии, как и метромост, в случае ядерной войны были бы разрушены, делая невозможным сообщение между центральными объектами и Раменским комплексом с помощью обычного метро.

…Итак, Вы подлезли под решётчатые ворота, и попали во владения Метро-2 (не совсем). Контактный рельс здесь действительно обрывается, но отрезок до вторых ворот настолько короткий (12—15 метров), что, возможно контактный рельс тут просто не требуется (как на стрелке). Продолжения контактного рельса за вторыми воротами, по-моему, более чем вероятно, судя по множеству проходящих сквозь бетонную переборку силовых кабелей…
…До часу ночи здесь (между воротами) темно, хотя у самых вторых ворот установлено два сильно запылённых прожектора, да и лампы идут по потолку. К сети рабочего освещения подключён один прожектор. Перед самыми вторыми воротами есть дренажная решётка…
…Вторые ворота — это не гермозатвор. По крайней мере, под ними виден свет с той стороны плюс мощный фиксатор, упирающийся в рельс. Сами ворота выполнены из литого бетона в метр толщиной, слева есть камера, куда отъезжает плита. По её торцу идут скобы, по ним можно залезть. В пол вделаны специальные ролики. Справа на стене — пульт управления затвором. Похоже, что не живой. Датчики открывания частично зафиксированы проволокой, частично легко демонтируются (установлены в 1989 году). Есть ручка ручного привода, но он, похоже, сломан. Крути, не крути — ворота не сдвигаются ни на миллиметр…
…Ещё интереснее оказалось на полпути между воротами. Ближний к 1-м воротам люк между рельс, хоть и заперт на новенький замок, не имеет петель и при желании легко открывается. Вниз уходит 50-ступенчатая лесенка (15 метров), заканчивающаяся аналогичной камерой, запертой по ходу уже настоящими стальными гермоворотами. Самое забавное, что ворота разгерметизированы. Все четыре (с каждой стороны) засова не закрыты. Мотор привода герметизации имеет четырёхгранный штырь для ручного поворота. Рядом такой же штырь на открытие — только покрути. Ручка, как водится, лежит тут же, ржавая. Ворота на неё отзываются — то есть механизм ручного открытия работает! Тюбинги стен помечены 1956 годом (у стрелки — 1952-м)…
…Далее — бетонный блок Д28. Тоннель продолжается дальше, уходит под тоннель Сокольнической линии в сторону «Воробьёвых Гор» и сразу после пары гермодверей Д29 и Д29А находится стрелка на линию Д-6…
Из воспоминаний диггеров, авторы неизвестны