Ещё одна история, связанная с пребыванием автора на производственной практике в советском колхозе во время учёбы в техникуме, посвящена попаданию новенького ГАЗ-САЗ-53Б в силосную яму. Люди и животные не пострадали, а вот самосвалу досталось.
Дело было летом. Как говорят авиаторы, при благоприятных метеоусловиях и прекрасной видимости. Кроме меня в колхоз было прикомандировано ещё несколько водителей с автомобилями «Транссельхозтехники», которые занимались разными видами перевозок, в том числе силоса.
В те времена силосные ямы делали без применения бетона. Один вариант был наземный, когда зелёную массу свозили в определённое место. Укладывали в огромный пологий стог, послойно утрамбованный тракторами. Сверху всё закрывалось слоем земли толщиной не менее полуметра. Под этим куполом происходило безвоздушное брожение зелёной массы.
Второй вариант предполагал выборку бульдозером или экскаватором котлована размерами в плане ориентировочно 50 на 15 метров, глубиной до 2 метров с двумя въездами. Две стены котлована были отвесными. В котлован помещалась зелёная масса, привозимая самосвалами с поля, где её «добывал» комбайн. В остальном всё было так же, как в описанном в предыдущем абзаце варианте.
Котлован для силоса устроили недалеко от фермы. В непосредственной близости от него располагалась площадка для выгула коров, отгороженная забором. Дорога к силосному котловану шла вдоль забора, в конце которого был поворот налево с въездом в котлован. Водитель самосвала не был новичком, но выполнял первый рейс с силосом. Дальнейший рассказ с его слов.
Машина, ещё пахнущая заводской краской, имела белый цвет платформы и кабины и выглядела нарядно, за что водитель называл её «невестой». Самосвал, загруженный зелёной массой по верху надставных бортов, весил примерно 7,5 тонны. Скорость не превышала 40 км/час.
Внезапно из-за угла забора выскочил телёнок. Для того, чтобы он не попал под колёса, водитель резко повернул влево. В результате такого манёвра машина накренилась вправо. Для выравнивания автомобиля пришлось крутануть руль вправо. Машина левым колесом «пошла» по бровке отвесной стены, а правым по организованному въезду в котлован. Торможение способствовало заносу.
В результате самосвал лёг на бок в начале въезда в котлован. Зелёная масса частично высыпалась, оставшийся груз пришлось выгружать вручную. Особых повреждений при опрокидывании машина не получила, если не считать деформированный кронштейн правого зеркала и царапины на правом крыле.
Подъёмного крана в колхозе не было. Решили поднимать имевшимися в распоряжении тракторами. Надставные борта догадались снять. Трос перекинули через основные борта, зацепили за правый лонжерон и стали тянуть двумя тракторами ДТ-75, чтобы резко не дёргать. Машину поставили на колёса, однако правый борт не выдержал нагрузки и деформировался внутрь под действием троса сантиметров на 15.
Дальше было ещё интереснее. Решили поправить борт, чтобы в гараже не узнали об инциденте. Борт сняли и посоветовали автомобилем проехать по нему. Прогиб верхней обвязки борта слегка уменьшился, зато лист борта прогнулся наружу. Решили под края борта установить подкладки на величину прогиба и ехать по нему передним колесом точно по верхней обвязке. Эксперимент уменьшил прогиб, но совсем его не убрал. Лист борта решили поправить кувалдой.
Как Вы понимаете, в результате всех манипуляций получили «жёванный» борт, который не возможно было сделать лучше в полевых условиях. Разборок в гараже избежать не удалось, но, учитывая дефицит кадров, ограничились снижением премии на 20%. Самосвал в условиях гаража ещё подрихтовали, подкрасили и отправили в рейс.
Так ГАЗ-САЗ-53Б белого цвета получил первое «боевое крещение» и выглядел уже не так нарядно, как прежде, но имя «невеста» не утратил.
Желаю Вам удачи на дороге и адекватных действий на нештатные ситуации. Расскажите, пожалуйста, в комментариях о необычных случаях при эксплуатации автомобилей.
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.