Электромобили всегда считались дорогими, что являлось сдерживающим фактором их массового развития. В сравнении с автомобилями на ДВС их цена была настолько высока, что никакая выгода в более дешёвой эксплуатации, исходя из дешёвого электричества и редкого сервисного обслуживания, не отбивала переплату за дорогой электрический автомобиль. Но эти времена понемногу уходят в прошлое. Подтверждением этому является электрический хэтчбек BYD e2.
Что нужно знать о BYD e2
BYD e2 начали продавать в Китае с осени 2019 года. За первый месяц их было продано 2 078 штук. Даже сейчас, несмотря на падение автомобильного рынка из-за пандемии, за апрель 2020 года было продано 1 322 штук.
Этот электромобиль является типичным представителем гольф-класса. VW Golf 7 всего на 1,5 см длине.
Габариты: 4240 x 1760 x 1530 мм.
Колёсная база: 2610 мм.
В Китае BYD e2 стоит от 89 800 юаней. По актуальному курсу на 18 мая получается всего 12 648 долларов. Это реальная цена без государственной субсидии. За эти деньги предлагается версия с аккумулятором 35,2 кВт⋅ч, обеспечивающим электромобилю 305 км пробега с полной зарядки. Электродвигатель не шибко мощный – 70 кВт (95 лошадиных сил). Однако недостаток лошадиных сил компенсируется крутящим моментом 180 Нм и отсутствием трансмиссии. В базе электромобиль предлагается с 16-дюймовыми стальными дисками на резине 205/60 и с вполне хорошим оснащением: ABS+EBD (Bosch), EPS, контроль давления в шинах, дисковые тормоза спереди и сзади, две подушки безопасности спереди, светодиодные фары, светодиодные задние огни, светодиодные лампы поворота, светодиодный стоп-сигнал, датчик задней парковки, мульти-руль, кондиционер с дистанционным запуском, 8-дюймовый цветной экран с сенсорным управлением, 4G, Wi-Fi, Bluetooth, GPS-навигация.
Версия с батареей 47,3 кВт⋅ч и запасом хода 405 км стоит 109 800 юаней (15 465 долларов). Здесь уже кожаные сидения, литые диски, круиз-контроль и, в целом, богатое оснащение. Эта цена не покажется большой, если учесть, что более маленький хэтчбек VW Polo с литровым бензиновым мотором (80 л.с.) стоит в Германии от 14 860 евро (16 060 долларов).
Для самых требовательных есть BYD e2 с двигателем 100 кВт (136 лошадиных сил) и такой же батареей 47,3 кВт⋅ч. Цена – 144 800 юаней (20 394 долларов).
Особенность электромобиля BYD e2 в том, что компания BYD оснастила его литий-железо-фосфатными аккумуляторами собственной разработки, которые, в отличии от литий-ионных, фактически не теряют свою энергоёмкость ни со временем, ни с большим количеством циклов зарядки. Поддерживается быстрая зарядка мощностью 40 кВт, которая полностью зарядит батарею за полтора часа. На зарядку батареи с 30% до 80% уйдёт 30 минут. Гарантия на батарею и электродвигатель – 8 лет или 150 000 км.
Стоит отметить, что запас хода указан по ездовому циклу NEDC, который далёк от реального режима эксплуатации. В реальности вместо 305 км выйдет где-то 200-250 км. При постоянной скорости 60 км/ч можно проехать до 380 км. По заверению компании BYD, для владельцев электромобиля в Китае 100 км пути обойдется всего в 0,52 доллара. Конечно этот показатель зависит от режима езды, погодных условий и тарифа на электроэнергию в разных регионах. Литр бензина в Китае стоит примерно 0,83 доллара, а для автомобиля подобного класса нужно не меньше 5 литров на 100 км.
Платформа, на которой построен e2, создавалась специально для электромобилей. Распределение нагрузки на две оси – 50/50. Батарея расположена в полу. Это обеспечивает хэтчбеку отличную устойчивость на дороге. Спереди независимая подвеска МакФерсон. Сзади торсионная балка. Привод передний.
Это все Китай. Какие перспективны у нас?
Китайская компания BYD уже давно представлена на рынке Европейского Союза, где они продают коммерческий транспорт. В основном автобусы. В 2020 году планируют запустить европейские продажи электрического кроссовера BYD Tang и представительского электрического седана BYD Han. Если затея окажется удачной, то не исключено, что в недалёком будущем BYD e2 тоже появится в Европе. Именно такие компактные хэтчбеки там популярные. По итогам 2019 года в десятку самых продаваемых автомобилей Европейского Союза вошло сразу семь подобных автомобилей – VW Golf, Renault Clio, VW Polo, Ford Fiesta, Dacia Sandero, Peugeot 208 и Ford Focus. Причём все семь попали в первую восьмёрку.
Продавать свои легковые автомобили в России компания BYD пыталась в недалёком прошлом. Но не сложилось и в 2015 году было принято решение покинуть российский рынок. Сами помните какой был кризис и обвал рубля. Сейчас, в связи с обнулением ввозной пошлины на электромобили, было бы неплохо увить BYD e2 у нас. А также BYD e3 в любимом у нас кузове седан (это полностью такой же автомобиль, с отличием лишь задней части удлинённого кузова).
Я соглашусь с тем, что при таком запасе хода электромобиль подойдёт не для всех. В частности, если от него требуются периодические дальние поездки и ежедневная эксплуатация в жёстком режиме. Это скорее второй экономичный автомобиль в семью. Согласно исследований ВЦИОМа в 2019 году, почти в каждой пятой российской семье больше одного транспортного средства. Именно такие семьи являются потенциальными покупателями электромобиля. Особенно проживающие в частном секторе, где есть возможность свободно заряжать батарею в ночное время.