Найти тему
PortNews

Какие ледоколы строят в России?

Россия ощущает острую потребность в строительстве нового ледокольного флота, как атомного, так и дизель-электрического, а также портового.

В части строительства ледокольного флота заказчиками выступают ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «Атомфлот». Планы по строительству ледоколов имеются и у компании «НОВАТЭК».

Ледокол Виктор Черномырдин. Автор фото: Alekc2m
Ледокол Виктор Черномырдин. Автор фото: Alekc2m

Крупнейший строящийся дизель-электрический ледокол, предназначенный для ФГУП «Росморпорт» - «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт, в настоящее время имеет почти 100% техническую готовность. Тем не менее, передача судна заказчику затянулась, поскольку потребовалось официальное оформление переноса сроков сдачи с 2018 года на 2020 год и увеличение цены контракта на 3,5 млрд руб. Официально новые сроки передачи ледокола заказчику пока не назывались, однако, судя по всему, это произойдет не раньше осени 2020 года.

Всего в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года ФГУП «Росморпорт» запланировано строительство судов общей стоимостью 52,8 млрд руб., в том числе ледоколов проекта 21900M2 мощностью 18 МВт. Исполнителем строительства одного из них избран завод «Пелла», контракт стоимостью 7,54 млрд руб. на строительство был заключен в сентябре 2019 года. В апреле 2020 года объявлялся конкурс на строительство аналогичного судна, однако он не состоялся из-за отсутствия заявок.

Новые ледоколы проекта 21900М2 планируется построить на основе проекта 21900М и эскизного проекта ледокола, разработанного АО КБ «Вымпел» за счет собственных средств ФГУП «Росморпорт», с учетом современных международных конвенционных требований, в том числе по снижению вредных выбросов судовых двигателей. Ледовый класс нового судна будет повышен до уровня Icebreaker7.

Также планируется строительство двух двутопливных ледоколов мощностью 12-14 МВт (проектируется во ФГУП «Крыловский государственный научный центр», начало строительства - третий квартал 2020 года), судна проекта 22740М (мелкосидящий ледокол мощностью 6 МВт для Азовского бассейнового филиала, исполнитель - ССК «Звезда» с опционом на строительство до трех дополнительных судов проекта), мелкосидящего ледокола мощностью 6-8 МВт (проектирует АО «Нордик Инжиниринг», начало строительства назначено на 2021 год).

Атомный ледокол ЛК-60 "Арктика"
Атомный ледокол ЛК-60 "Арктика"

В свою очередь, для «Атомфлота» в настоящее время строятся три атомных ледокола ЛК-60: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Ледокол «Арктика» должен быть сдан в эксплуатацию в 2020 году, «Сибирь» и «Урал» - в 2021-2022 годах соответственно.

Не без проблем строятся как головной, так и серийные ледоколы данного проекта. Так, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов в декабре 2019 года говорил о задержках в поставках турбин со стороны подрядчика - завода «Киров-Энергомаш».

Что касается «Арктики», то в ходе швартовных испытаний на судне вышел из строя гребной электродвигатель на правом валу. В связи с этим сроки сдачи ледокола, которые заявлялись на весну 2020 года, были сдвинуты.

В августе 2019 года был также заключен договор на строительство третьего и четвертого серийных (четвертого и пятого по счету) ЛК-60. В конце мая 2020 года на «Балтийском заводе» заложен третий серийный ледокол «Якутия».

В перспективе предполагается строительство трех ледоколов-лидеров пропульсивной мощностью 120 МВт. Принято решение о том, что данные суда будут однотипными (ранее предлагались различные модификации).

Контракт на строительство головного ледокола-лидера ФГУП «Атомфлот» и Судостроительный комплекс «Звезда» подписали 23 апреля 2020 года. По контракту ввод судна в эксплуатацию запланирован в 2027 году. «Лидер» будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, которые разработаны специалистами Росатома. Суммарная мощность ледокола позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 м, что необходимо для обеспечения круглогодичной навигации в Арктике и обеспечения коммерческой скорости проводки на трассе Севморпути.

Кроме того, планы по строительству ледоколов имеются у компании «НОВАТЭК»: прорабатывается возможность строительства четырех ледоколов на сжиженном природном газе.

Помимо строительства линейных ледоколов «Атомфлот» реализует программу развития портового ледокольного флота. В рамках проекта «Портофлот» для ФГУП «Атомфлот» построены буксиры ледового класса «Пур», «Тамбей», ледокольные буксиры «Юрибей», «Надым», портовый ледокол «Обь».

Портовый ледокол "Обь"
Портовый ледокол "Обь"

В настоящее время предприятие совместно с заводом «Краншип» прорабатывает проект строительства ледокольного буксира мощностью 7 МВт ледового класса Icebreaker 6. Судно будет иметь длину в 38,5 м и ледопроходимость в 1,25 м. Строительство буксира предполагается осуществить в рамках проекта «Портофлот 2», который также предусматривает строительство ледокола, аналогичного ледоколу «Обь», двух ледокольных буксиров типа «Пур» и «Тамбей», двух буксиров-ледоколов класса Icebreaker 6.

По мнению главы «Атомфлота» Мустафы Кашки, необходимо пересмотреть классификацию ледокольных судов и требования к их корпусу, поскольку подобные буксиры по своим характеристикам сравнимы с ледоколами.

Если строительство ледоколов будет идти по плану, то, по оценкам «Росатома», обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути можно будет уже к 2025 году.

Впрочем, коронавирусный кризис может привести к переносам этих сроков из-за вероятного сокращения инвестпрограмм и перебоев с поставками комплектующих из-за режима самоизоляции.

Спасибо, что дочитали до конца! Если материал был вам интересен, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!

Также приглашаем посетить наш сайт www.portnews.ru

Ледоколы
7779 интересуются