Найти в Дзене

Ан-72 ВКС России

Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный
Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный

В 2017 году удалось побывать на празднике посвящённому дню образования Военно-транспортной авиации. Проходил он в Омске на аэродроме Омск-Северный. Про праздничную программу я рассказывать не буду, а вот по технике и самолётам пройдусь. Открывает эту серию самолёт Ан-72 с бортовым номером RF-90371 ВВС России.

Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный
Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный

Самолёт 1991 года выпуска и до 2012 года летал под номером RA-72969. До 2010 года служил в РВСН, затем перешёл в ВВС.

Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный
Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный

Немного о самой модели Ан-72 из Википедии: Ан-72 (по кодификации НАТО: Coaler — «Угольщик», народные прозвища: «Чебурашка») — советский военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ имени О.К. Антонова для замены самолёта Ан-26. Состоит на вооружении ВКС России и ряда других стран.

Ан-72 многоцелевой самолет является рекордсменом среди транспортных самолетов по высоте полета. Самолет состоит на вооружении ВВС России почти 40 лет и ему нет равных по объему выполняемых задач. Эксплуатация Ан-72 в различных модификациях продолжается до сих пор.

Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный
Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный

На первоначальном этапе разработки нового самолёта инициатива исходила от самого ОКБ в силу необходимости потратить выделяемые бюджетные деньги, так как в противном случае оставшиеся нереализованные средства изымались, а на следующий год финансирование бюро урезалось. Предложение встретило поддержку Главного штаба ВВС, который был заинтересован в создании лёгкого транспортного самолёта для перевозок войск и техники в прифронтовой полосе и снабжения аэродромов.

Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный
Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный

Требования к самолёту были утверждены совместно представителями ОКБ, Управления заказов ВВС и Министерства авиационной промышленности. Техническое предложение ОКБ предусматривало проектирование фронтового транспортного самолёта грузоподъёмностью до 5 тонн и возможностью воздушного десантирования. Воздушное судно должно было иметь сравнительно небольшие размеры для базирования и маскировки, высокие скороподъёмность и прочность для обеспечения взлёта-посадки на слабоподготовленных площадках.

Двигатель Д-36
Двигатель Д-36

Судьбоносным моментом всего проекта было прежде всего наличие подходящего двигателя — турбовентиляторного Д-36 с тягой на взлётном режиме 6500 кг. Хотя О. К. Антонов и был убеждённым приверженцем экономичных турбовинтовых двигателей, именно ТРДД с высокой степенью двухконтурности позволяли реализовать эффект Коанда на практике. Д-36, созданный в ОКБ «Прогресс» В. А. Лотарева, обеспечивал достаточный расход воздуха, и, что особенно ценно, сравнительно «холодную» выхлопную струю газов, направляемых на обдув крыла.

Двигатель Д-36
Двигатель Д-36

Поднимемся на борт.

Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный
Ан-72, RF-90371 на аэродроме Омск-Северный

Грузовая кабина самолёта размером 9000x2200x2100 мм обеспечивает размещение типовой номенклатуры перевозимых грузов, в том числе до 32 солдат с вооружением, автомобилей типа ГАЗ-66 и УАЗ-469, авиационных двигателей, стандартных контейнеров и грузовых поддонов. Устройство рампы имело патентованную антоновскую конструкцию: при загрузке и выгрузке она опускалась до земли, а для сброса грузов в полёте откатывалась по направляющей под фюзеляж.

Грузопассажирская кабина Ан-72
Грузопассажирская кабина Ан-72
Грузопассажирская кабина Ан-72
Грузопассажирская кабина Ан-72
Грузопассажирская кабина Ан-72
Грузопассажирская кабина Ан-72

Кабину пилотов тоже удалось посетить в тот день.

Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72
Кабина пилотов Ан-72

Технические характеристики

  • Экипаж: 3-5 человек
  • Длина: 28,07 м
  • Высота: 8,65 м
  • Площадь крыла: 98,62 м²
  • Масса пустого: 19 500 кг
  • Максимальная взлётная масса: 32 000 кг
  • Силовая установка: 2 × ТРД Д-36
  • Тяга: 2 × 6500 кгс

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 720 км/ч
  • Крейсерская скорость: 550-600 км/ч
  • Практическая дальность: 2700 км
  • Перегоночная дальность: 4700 км
  • Практический потолок: 10 100 м
  • Длина разбега: 800 м
  • Длина пробега: 450 м

На сегодня всё. Всем спасибо за внимание и до новых встреч.