История, которая увлечет читателя с первых строк, строится на причинно-следственных связях. Почему? Потому что наш мозг все меряет причинно-следственными связями. Если же история на них НЕ базируется, мозг не знает, что из нее вынести. Отсюда — физический дискомфорт и желание выбросить книгу в окно.
Хорошая новость: для удержания истории в нужном русле существует правило «если, тогда, следовательно». Если я засуну руку в огонь (действие), тогда я обожгусь (реакция). Следовательно, лучше мне ее туда не засовывать (решение).
Действие, реакция, решение – вот что толкает историю вперед. В этом случае, когда главный герой возьмется за свою основную цель, станет очевидным не только то, что его к этому подтолкнуло: задним числом мы поймем, почему борьба стала неизбежна. Самое важное здесь – задним числом. Все в истории должно быть совершенно предсказуемо, но только после того, как мы узнали «конец», который нас удовлетворил.
Традидионная история разворачивается сразу на двух уровнях: внутренняя борьба главного героя (об этом, собственно, и история) и внешние события (сюжет). Причинно-следственные связи управляют и тем и другим, подстраивая их им подстраиваться друг под друга и создавать неразрывную нить повествования.
1. По отношению к сюжету причина и следствие лежат на поверхности, указывая на то, какое событие логически повлекло за собой следующее: Джо лопнул блестящий красный шарик Клайда; Джо выгнали из школы клоунов.
2. По отношению к истории причина и следствие лежат на более глубоком уровне – на уровне значения. Они объясняют, почему Джо лопнул шарик Клайда, понимая, что, возможно, его исключат.
Задача писателя – выявить особые связи «если, тогда, следовательно» и придерживаться их. Это рельсы, по которым, громыхая, едет ваша история. В некоторых местах на этой дороге могут встретиться крутые виражи, подъемы и спуски, история может даже повернуть в обратную сторону, но сам поезд никогда не сходит с рельсов, не терпит крушений и, к счастью, никогда не останавливается.
Лиза Крон
С первой фразы: Как увлечь читателя, используя когнитивную психологию