Найти тему
Лето близко!

Не мотоциклом единым. Когда максискутер лучше?

Максискутер (фото автора)
Максискутер (фото автора)

Глядя на бесконечные пробки, или прикидывая сколько времени займет поездка общественным транспортом на трёх перекладных, или, наконец, прислушавшись к собственной жабе, что слишком много бензина уходит на перевозку машиной одного себя любимого, кто не задумался о выборе для поездок хотя бы на тёплые полгода, компактного двухколёсника?

Ни для кого не новость, что большинство в качестве двухколесного транспорта в нашей стране выбирают мотоцикл. И если полистаете профильные мотожурналы, то в лучшем случае найдете в них тоненькую рубрику типа «Скутеррия». В то время как в отсталой Европе и даже в прогрессивной Азии по городу и рядом с ним народ раскатывает преимущественно на скутерах. В чем причина таких различий в предпочтениях?

Мотопарковка в Европе (фото автора)
Мотопарковка в Европе (фото автора)

Если оставить в стороне понты и религию, то разумно взглянуть на этот вопрос с практичной стороны: на чём основывается разница в предпочтениях? В чём между ними принципиальные различия и нет ли смысла при выборе смотреть в сторону скутера?

Но прежде чем начать сравнивать, нужно определиться с понятиями. Проще всего здесь оттолкнуться от правил и договориться, что сравниваем мы то, что попадает под категорию А: мотоциклы с объёмом двигателя больше 125 куб. см и мощностью свыше 15 л.с. Но, если честно, такой кубатуры для комфортного и безопасного передвижения по нашим дорогам и расстояниям маловато. Если нам нужно передвигаться не только по улицам, то лучше выбирать транспорт с объемом двигателя от 250 куб. см, то есть тот, который можно с одним седоком разогнать на коротком участке пригородной автострады до 130 км/ч, чтобы не ехать медленнее потока.

Собственно, примерно с такого объема двигателя и до предельных на сегодняшний день 650 куб. см к скутеру добавляют приставку макси-. Но если разобраться, то максискутер от младшего брата отличается значительно: эксплуатация на больших скоростях потребовала конструкционных изменений, которые приблизили его к мотоциклу.

Надо оговориться, что производителей максискутеров в мире, не считая Китая и Индии – не меньше десятка, и у каждого – по нескольку моделей в ряду. В этой связи, технические решения по двигателю и трансмиссии от машины к машине сильно различаются.

Я помню, сильно удивил одного мотодядю, когда рассказал ему, что отечественный мотороллер «Вятка» был по конструкции вполне себе мотоциклом: три передачи со сцеплением в левой ручке на руле, ножная педаль заднего тормоза, двигатель в раме и… цепная передача.

Знакомство с мотороллером "Вятка" (фото автора)
Знакомство с мотороллером "Вятка" (фото автора)

Но удивился он потому, что эти особенности сейчас считаются основными техническими отличиями «макса» от мотоцикла: автоматическая трансмиссия на основе ременного вариатора, тормоза на руле, двигатель в едином блоке с трансмиссией. Однако, действительность ещё сложнее: двигатели современных «максов» размещен в раме, как у мотоциклов, в свою очередь, немало есть моделей мотоциклов с автоматической коробкой.

Управление тормозами – ещё одно популярно обсуждаемое различие. Правая нога мотоциклиста традиционно тормозит задним колесом, в то время как правый рычаг на руле –для переднего тормоза. В максискутерах управление тормозами – только руками. Но левый рычаг, кроме остановки заднего колеса, примерно на четверть усилия тормозит и переднее. Такая комбинированная система торможения безопасней раздельной, так как снижает вероятность заклинивания и пробуксовки колес. Вместе с тем, комбинированная система торможения используется и в некоторых мотоциклах.

То есть, технические различия между максискутерами и аналогичными по объёму двигателя мотоциклами не столь и существенны. Более серьёзно они различаются по эксплуатационным и ездовым качествам.

Во-первых, управление.

На первый взгляд, управлять скутером проще: два рычага тормоза и ручка газа. Нет необходимости отжимать рукой сцепление, левой ногой перещёлкивать передачи, а правой – тормозить.

Но с точки зрения управляемости на дороге, особенно в сложной ситуации, «макс» может проигрывать мотоциклу. Во всяком случае, он требует не менее серьезного привыкания и обучения навыкам руления: мотоцикл зажат у ездока между ног, и это позволяет активней включать в управление корпус. На скутере кроме тоннеля зажимать нечего, так что для контроля корпуса машины нужно садиться «в распор» между передним щитком и спинкой сиденья, иначе за руль приходится держаться крепче, а это может сказаться на управлении.

Но, повторюсь, это касается сложных ситуаций: движения на высокой скорости, на плохом покрытии и в поворотах. Как и на любом транспорте, даже на велосипеде, нужны обучение, тренировка и голова на плечах.

К тому же, споры на тему управляемости всегда субъективны: даже если один и тот же водитель пересаживается и сравнивает впечатления, не факт, что на обоих типах техники он одинаково хорошо и много ездит. Теоретически, например, тому же скутеру преимущество в устойчивости дает более низкий центр тяжести из-за особенностей компоновки и положения топливного бака.

Я же замечу, что неоднократно встречал в Европе не только девушек, но и дам вполне себе преклонного возраста, буквально шныряющих между рядами и по узким переулкам.

Скутеры на улицах Рима (фото автора)
Скутеры на улицах Рима (фото автора)

Вот при неравномерном медленном движении, например, в пробках скутер с вариатором и центробежным сцеплением может быть менее комфортен, так как сцепление схватывает только на раскрученном до 2-3 тыс. оборотов двигателе. Включить вторую и плавненько играть скоростью, как на большинстве мотоциклов, не получится. Спасает только то, что такой режим езды редко длится долго: в конце концов, преимущество мототехники в том и заключается, чтобы проезжать пробки насквозь, а не стоять в них.

Перейдем ко второму кардинальному отличию от мотоцикла: форм-фактору.

Да, «максы» не случайно сравнивают с диванами: посадка и водителя, и второго номера здесь очень комфортна. Когда многие мотогуру хмыкают и утверждают, что так долго не просидишь: спина прямая, ноги спереди, они обычно забывают, что так ездят практически все «харлеи» в частности и чопперисты вообще. Но, в отличие от последних, на скутере не подножки для ног, а длинные площадки. Так что ноги, не привязанные к рычагам и педалям, можно фиксировать в любой удобной позе. И расслабляться на комфортном сиденье, которое одновременно служит крышкой огромного (по мотоциклетным меркам) бардачка – «унитаза».

Да, именно эта встроенная багажная емкость даёт огромное преимущество тем, кому нужно чего-то везти или переодеться по приезду. А переодеваться приходится – как минимум, снимать шлем и защиту. В хороший «унитаз» влезает одновременно два шлема! На мотоцикл, конечно, можно поставить кофр. Но и на скутер тоже! И тогда, приехав, скажем, в офис, вы оставите в машине шлем, куртку с защитой, бутсы, наденете туфельки, накинете пиджачок, возьмете свой портфель и… Кто там отказывался от мотоцикла, потому что в офис нужно в костюме появляться?

Подседельный багажник на два шлема (фото https://www.motoroads.com/ru/marseille-airport-2010-suzuki-burgman-scooter-rental-france-1036.aspx)
Подседельный багажник на два шлема (фото https://www.motoroads.com/ru/marseille-airport-2010-suzuki-burgman-scooter-rental-france-1036.aspx)

Наконец, третье различие: организация защиты.

Во многом оно обусловлено обсуждавшимся выше форм-фактором: развитый передний щиток в комплекте с обязательным стеклом создают отличную защиту от грязи и ветра. В Европе в зимнее время очень популярны кожаные фартуки, которые крепятся к щитку и ещё лучше защищают от продувания и грязи в холодное время. На мотоцикле о подобной защите и мечтать не приходится.

Пространство за щитком играет еще одну важную роль: спасает ноги при падении, в случае когда пилот не успевает отделиться от машины.

Из минусов такой конструкции можно отметить только отсутствие защиты для пластика, которым покрыт скутер: при падении он гарантированно страдает, а ремонт не всегда дешёвый. Способы защиты есть, но они не штатные и не такие эффективные как дуги и слайдеры у мотоциклов.

Так что в итоге выбрать?

Если вы об этом задумались, то уже неплохо: по крайней мере, выбор будет осознанным. Мои рекомендации просты: если вы собираетесь использовать мотоцикл для поездок по делам и на работу, максискутер, как минимум, неплохой вариант. Даже в плане обслуживания он обычно требует меньше внимания: по крайней мере, цепь после каждого дождя и каждые 500 км смазывать не нужно)

Ну и удовольствия от вождения такой машины можно получить совсем не меньше, чем от мотоцикла. Тем более, что выбор моделей, особенно с учётом вторички, позволяет подобрать вариант по темпераменту и кошельку. Хотите степенную объёмистую машину – берите Suzuki Burgman 400 или 600. Хотите больше драйва – ваш выбор Yamaha T-Max 500; больше понтов - BMW C 650 GT; что-то среднее - Honda Silver Wing 400 или 600; хотите сэкономить - Sym Maxsym 400i.

Вариантов значительно больше, я указал навскидку более-менее популярные. У всех свои особенности, изучайте, знакомьтесь, попробуйте прокатиться и, думаю, у вас получится сделать свой выбор.

Тема выбора всегда сложная. Я всего лишь высказал свою точку зрения, так что есть чего добавить или возразить – делитесь, всем будет полезно