Найти тему
КакЭтоУстроено

Что из себя представляет самый большой в мире самосвал?

У каждой машины есть свой день рождения. Историки техники могут спорить, что считать таковым: день, когда был собран первый образец новинки, первая публичная демонстрация или дата начала серийного производства. Для самого большого грузовика в мире — карьерного самосвала Liebherr T282B, изготовленного в металле в январе 2004 г., покорение рынка началось в апреле на международной выставке bauma 2004 в Мюнхене .

Компания Liebherr известна успешным производством инженерных машин — бульдозеров, погрузчиков, экскаваторов — с гидростатической трансмиссией (ГСТ). По технике с ГСТ-приводом она является мировым лидером. Но свои карьерные самосвалы, как и большинство других производителей такой техники, фирма оснащает дизель-электрическим приводом. Причем, в отличие от аналогичных карьерных собратьев Т282В имеет надежный привод на переменном токе, как на железнодорожном локомотиве.

-2

Лучше больше, да меньше

Зачем понадобился четырехколесный монстр с эксплуатационным весом в 592 т и размером с двухэтажный дом, способный перевезти 363 т породы? Для сравнения: основная часть рынка, более 95% карьерных (внедорожных) самосвалов,— это машины грузоподъёмностью до 40 т, они применяются на открытой разработке полезных ископаемых. Но, как считают специалисты, на чье мнение опирались маркетологи Liebherr, при соответствующем объеме работ использовать сверхтяжелый самосвал выгоднее, чем несколько меньших по грузоподъемности машин. Создавая новинку, компания рассчитывала продавать до 75 самосвалов в год. Так что это изначально был не экспериментальный образец, а машина, предназначенная для серийного производства. Угольные, медные, железные и золотые рудники и карьеры в США, Чили, ЮАР и Австралии — вот адреса, где особенно нужна такая техника.

Больше груза, чем Liebherr-T282B, не может взять в кузов ни один самосвал в мире. При этом его снаряженная масса на 50 т меньше, чем у Caterpillar-797B (имеющего ту же грузоподъемность) — 230 т против 280 у американца. А ведь именно по способности перевезти как можно больше груза при наименьшей собственной массе оценивается совершенство конструкции, и по этому параметру Liebherr-T282B превосходит всех своих конкурентов. Автомобиль оснащается на выбор двумя двигателями: либо 18-цилиндровым Cummins QSK 78 (как на БелАЗ-75600) мощностью 3546 л. с., либо более легкой и мощной «двадцаткой» Detroit Diesel. Созданный американской компанией совместно с немецкой MTU дизель объемом 90 л и мощностью 3650 л. с. весит… 10,5 т. Чтобы прокормить такого «зверя», топливный бак на самосвале вмещает 4730 л. Длина машины — 14,5 м, ширина — 8,8, высота — 7,4 м. А когда T282B поднимает кузов, его козырек достигает высоты 13,3 м.