Найти тему
Секреты инженера

Откуда в самолёте взялся проспект? Узнай секрет инженера!

Всем привет! Новый секрет инженера, который я вам сегодня расскажу будет о самолётах. Сегодня мы разберёмся откуда в самолёте взялась не просто улица, а целый проспект.

Самолёт Ил-76 знаком, пожалуй, каждому. «Трудяга-грузовик», «илюша» и просто «Искренний», как его именуют в системе классификации НАТО. За 46 с лишним лет эксплуатации самолёт накопил множество секретов, и каждая из машин запросто может рассказать немало интересных историй (если бы самолёты умели говорить, разумеется).

Самолёт Ил-76МД. Источник: russianplanes.net
Самолёт Ил-76МД. Источник: russianplanes.net

История самолёта началась в 1966 году, когда ОКБ Ильюшина было поручено исследовательские работы по теме военно-транспортного самолёта с четырьмя турбореактивными двигателями. 27 ноября 1967 года было принято решение о начале работ под руководством заместителя генерального конструктора – Генриха Васильевича Новожилова. Первый самолёт был собран на московском заводе «Стрела» (тогдашнее открытое название опытного завода, работавшего с КБ) и совершил первый полёт 25 марта 1971 года.

Главный конструктор самолёта Генрих Васильевич Новожилов. Фото из сети.
Главный конструктор самолёта Генрих Васильевич Новожилов. Фото из сети.

Одной из отличительных особенностей самолёта является Т-образное оперение. Иными словами, горизонтальное оперение – стабилизатор – находится сверху киля. Ввиду больших размеров, крыло и оперение самолёта имеют большую относительную толщину. По той же причине горизонтальное оперение находится на существенной высоте, а, так как оно переставное – стабилизатор может менять угол установки на земле и в полёте –, то там, наверху, находятся различные механизмы для его перестановки. Эти механизмы, естественно, требуют обслуживания, а иногда и ремонта. Разумеется, для этих целей существуют различные подъёмные приспособления, но они не всегда доступны, а обслуживание нужно всегда.

Оперение Ил-76. Источник: Tankasan, zen.yandex.ru
Оперение Ил-76. Источник: Tankasan, zen.yandex.ru

Для этих целей в киле самолёта существует специальный лаз, по которому техник или другой член экипажа может подняться наверх и выполнить необходимые работы или выйти на поверхность стабилизатора. Именно этот лаз и получил название «проспект Новожилова», по имени главного конструктора самолёта. Хотя киль и имеет немалые габарита, лаз совсем неширокий и нужно быть достаточно изворотливым, чтобы пролезть наверх и обратно.

"Проспект Новожилова", вид из грузовой кабины. Источник: fishki.net
"Проспект Новожилова", вид из грузовой кабины. Источник: fishki.net
"Проспект Новожилова", фото изнутри лаза. Источник: ok.ru
"Проспект Новожилова", фото изнутри лаза. Источник: ok.ru
Вид на самолёт со стабилизатора. Источник: Tankasan.livejournal.com
Вид на самолёт со стабилизатора. Источник: Tankasan.livejournal.com

Если хотите узнать больше о самолётах – пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы узнать ещё больше секретов инженера!