БОльшая часть новой мототехники РФ импортируется из Китая - мопеды, скутеры, мотоциклы, квадроциклы. По аналогии со многими другими рынками, например сотовых телефонов, в России такой товар, как мототехника, к сожалению, не производится.
Между тем моментом когда, например, мопед, будет сделан на фабрике и упакован в коробку, и моментом продажи физическому покупателю в магазине в России, может пройти много месяцев. За это время коробка с мопедом должна пережить, как правило, зимний сезон, а в худшем случае может быть даже не один, может быть и летний сезон с высокими температурами в складе. Поэтому на заводе в большинстве случаев прикладывают в отдельную коробочку "сухозаряженный" свинцово-кислотный аккумулятор.
Плюс такого аккумулятора в том, что он может долго храниться в неактивированном состоянии - мопед может быть продан и через год или более после того времени, как он произведен и упакован в тару. Привести такой аккумулятор "в боевую готовность" можно тогда, когда это понадобится, то есть когда мопед собран и готов к началу эксплуатации. В комплекте с незалитым аккумулятором идет герметичная ёмкость с электролитом. Электролит представляет собой раствор серной кислоты. Считается, что в незалитом состоянии сухозаряженный аккумулятор может храниться 5-7 лет прежде, чем он будет непригоден для эксплуатации, но на практике этот срок - до 3х лет.
Ёмкость с электролитом вскрывают, заливают в аккумулятор, закрывают пробки, и нужно подождать 2-3 часа для того, чтобы началась химическая реакция. После этого, если с аккумулятором всё хорошо, его можно сразу эксплуатировать - установить на мопед. Если же он слишком залежался или был некачественный, он может не давать ток, в таком случае его стоит попробовать зарядить. Если же и после зарядки аккумулятор безнадежен, значит надо устанавливать новый.
При эксплуатации таких аккумуляторов, электролит постепенно испаряется, и его рекомендуется доливать. Также, такие батареи (с обычным электролитом) плохо держат холод, быстрее разряжаются по мере падения температуры.
После того, как штатный аккумулятор отслужил свой срок, как правило 3-4 года, покупают новый аккумулятор. И в этом случае сухозаряженные аккумуляторы не берут - возиться с заливанием и доливанием электролита никто не хочет.
На вторичном рынке (рынке запчастей), покупают необслуживаемый кислотный или гелевый аккумулятор.
Необслуживаемый "кислотный" аккумулятор -
Буквы MF на таком аккумуляторе означают "Maintenance Free", то есть "не обслуживаемый". Такой аккумулятор, в отличие от "сухозаряженного", который надо готовить к работе, не требует заливки электролита, а сразу готов к эксплуатации. Доливать в него электролит после определенного срока эксплуатации, также не требуется. Производитель (например OUTDO - очень известные китайские аккумуляторы для мототехники) указывает на корпусе SEALED LEAD-ACID BATTERY, то есть герметичный свинцово-кислотный аккумулятор. В России "кислотный" аккумулятор у многих, особенно у людей старшего поколения, ассоциируется с самым простым аккумулятором старого типа, который стоял например на Ижах, Москвичах, Жигулях - то есть условным тазиком, в котором плавает электролит - раствор серной кислоты. Или, по-другому говоря, смотрите выше, с залитым сухозаряженным аккумулятором. На самом деле это не совсем одно и тоже. В этом "кислотном" аккумуляторе ничего не булькает и не плещется, аккумулятор загерметизирован, его можно перевернуть вверх дном или трясти и электролит не вытечет. Аккумулятор состоит из отсеков, которые плотно заполнены пластинами и волокнистым материалом/тканью, залиты электролитом.
Цена такого аккумулятора для мопедов типа Альфа-
Для старых Альф - аккумулятор 12В 4 А/ч UTX4L-BS, OUTDO (114х70х87) - 1100-1200 руб.
Для новых Альф - аккумулятор 12В 5 А/ч 12N5L-BS, OUTDO (120х61х129) - 1300-1500 руб.
Необслуживаемый гелевый аккумулятор -
При слове "гель" представляется что-то наподобие желе. Производитель, например OUTDO, пишет состав электролита таких батарей как "acid and gel", то есть "кислота и гель". У гелевых аккумуляторов OUTDO, которые многие знают благодаря ярко-оранжевому корпусу и прозрачной крышке, есть возможность открыть крышку и отверстия в отсеки, и как пишет производитель, в конце срока службы долить туда дистиллированную воду, чтобы продлить срок службы аккумулятора.
Часто берут чуть более дорогую серию гелевых аккумуляторов, с индикатором состояния батареи или даже с жк дисплеем. В таких аккумуляторах есть плата, благодаря которой оценивается состояние батареи и другие параметры и выводятся на жк дисплей или отображаются в виде индикаторов. На жк дисплее можно посмотреть напряжение, это удобно, также отображается оценка состояния батареи. Такие батареи также могут иметь зумер - звуковой сигнал, который автоматически раздается при при низком уровне заряда.
На батареях с более простой индикацией, при нажатии на кнопку "тест" загорается индикатор состояния батареи - зеленый, желтый или красный.
Для старых Альф - аккумулятор 12В 4 А/ч UTX4L-BS GEL, OUTDO (114х70х86) - 1100-1200 руб.
Для новых Альф - аккумулятор 12В 5 А/ч 12N5L-BS GEL, OUTDO (120х61х129) - 1300-1500 руб.
Гелевый аккумулятор также сразу готов к эксплуатации.
Продажи гелевых и не гелевых необслуживаемых аккумуляторов для мопедов сейчас примерно 50%/50%, постепенно перевес все-таки в сторону гелевых аккумуляторов. У каждого из этих видов есть свои плюсы и минусы. Для зарядки гелевых аккумуляторов зарядное устройство в идеале должно иметь специальный алгоритм. Гелевые аккумуляторы также не "булькают" и не проливаются раствором серной кислоты при нештатных ситуациях, не испаряют ядовитых газов. Быстрее заряжаются, имеют меньший саморазряд, хорошо держат отрицательные температуры. "Кислотники" не прихотливы к зарядным устройствам, менее чувствительны к скачкам напряжения.