С 1946 по 1958 произведены 235 999 шт.
История названия модели "Победа" имеет множество исторических фактов. Самый знаменитый из них связан со Сталиным: директор завода ГАЗ планировал назвать модель "Родина", на что Сталин возмутился - "Почем Родину продавать собрался?". После этого, автомобиль единогласно решили назвать Победа.
Историческая задача "Победы"
В 1943 году, когда Немцы еще были на территории бывшего СССР, на Горьковском автозаводе шла разработка над передовым легковым "послевоенным" автомобилем, который закономерно придет на замену популярного в те годы ГАЗ М1.
Было принято решение создать первый советский автомобиль с применением современных технологией. Любопытный факт, что практически все этапы производства контролировал лично Сталин.
ГАЗ М20 "Победа". 5 Интересных фактов о конструкции
1. Первый в СССР автомобиль с применением несущего кузова
Новая обтекаемая форма кузова позволила значительно увеличить показания аэродинамики и расширить пространство в салоне для пассажиров. Это был действительно прорыв тех лет и все последующие автомобили не только Горьковского автомобильного завода, возьмут за несущую основу не раму, а кузов.
Победа дала СССР новое понятие основных компонентов автомобиля:
- кузов
- трансмиссия
- двигатель
2. Независимая пружинная подвеска
Так, в основой передней подвески практически целиком и полностью заимствована у "Трофейного" Opel Kapitan 1938 года.
3. Двигатели новейшей разработки СССР
На самые первые образцы 1945 года устанавливали двигатели М11 (76 л.с.) и М45 от легких военных танков Т70/Т80 и самоходок СУ-76. Однако, на пред-серийный образец в 1945 году установили совершенно новый 4-х цилиндровый двигатель, который оказался глубокой модернизацией 6-ти цилиндрового двигателя ГАЗ М51. Оба агрегата имели унифицированные поршневую и клапанные группы.
Таким получился серийный двигатель М20:
- Нижний блок двигателя выполнен из чугуна, а головка блока цилиндров из аллюминия;
- 8-ми клапанный, нижневальный - по 1 клапану на впуск и выпуск;
- Рабочий объем - 2,12 л, с диаметром цилиндра 82 мм и степенью сжатия 6,2.
- Максимальная мощность 50 л.с. при 3600 об/мин, а крутящий момент - 122 н*М при 2200 об/мин.
- Система впрыска - однокамерный карбюратор К-22
4. Передовая эргономика салона
- Рычаг переключения передач установлен справа на рулевой колонке, а слева от руля находится механизм ручного тормоза
- Часы на приборной панели стали настоящим символом для последующих моделей ГАЗ.
Всего устанавливалось 2 типа часов - до 1950 года модель 5ЧТ, а после - АЧП. Часы были подключены к системе питания и потребляли электроэнергию только в момент "заводки".
5. Современная трансмиссия
- Трехступенчатая коробка переключения передач, имеет три вала. Третья и вторая передачи оснащены синхронизаторами.
- Привод на колеса - классический задний. Задний мост имеет ГП 5,125. Механизм был устроен таким образом, что не требовал переодической регулировки.
Еще 3 удивительных факта о модификациях ГАЗ Победа
Победа "Кабриолет" был бюджетной версией
в наше время ценности немного другие, и люди переплачивают порой 2 стоимости автомобиля для неба над головой
ГАЗ М20 "Кабриолет" выпущено 14 222 единиц с 1949 по 1953 из-за дефицита железа! Стоимость автомобиля без железной крышке была в среднем на 500 рублей дешевле.
Что насчет Аэросаней? Легко!
Аэросани "Север" на базе Победы выпускались с 1960 по 1961. Произведены 100 единицы
Специальная разработка для северных регионов страны, пришла на смену Аэросани НКЛ-16/42. Установлен двигатель АИ-14Р на 260 л.с., который позволял разгоняться "Северу" до 60 км/ч.
"Догонялки" для КГБ
Именно тогда зародились известные во всем СССР "догонялки" - штатная с виду "Победа" имела огромный запас мощности. Модификация М-20Г выпускалась с 1955 по 1958 год и произведена в 100 экземплярах
Для того, чтобы разогнать Победу свыше 130 км/ч, на него установили связку "двигатель + КПП" от Автомобиля ГАЗ 12 ЗиМ. Рядная "шестерка" имела объем 3,5 л. и развивала мощность 90 л.с. - практически в 2 раза больше, чем штатный 4-х цилиндровый М20.