Найти тему
Andrey Strefanchuk

Адаптация к тяжелому острому респираторному синдрому (ОРС): роль оценки и посттравматический рост

Заражение тяжелым острым респираторным синдромом (ТОРС) может быть травмирующим опытом. Последние данные свидетельствуют о том, что люди, пережившие атипичную пневмонию, склонны сообщать о выраженном стрессе после кратковременного выздоровления. Цель этого исследования состояла в изучении роли оценки и посттравматического роста в объяснении результатов адаптации у лиц, переживших атипичную пневмонию. Пятьдесят семь жертв атипичной пневмонии из Гонконга заполнили самостоятельно заполненные анкеты, в которых оценивались симптомы тревоги и депрессии, состояние здоровья, оценка и посттравматический рост. Путевой анализ показал, что "воспринимаемое воздействие" и "эффективность преодоления" имели прямое и косвенное влияние на все переменные результата, в то время как "личностный рост" оказывал прямое воздействие только на депрессию.

Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС) оказал влияние во всем мире, и в 2003 году было зарегистрировано более 8400 случаев заболевания в 29 странах. Инфицирование атипичной пневмонией может быть травмирующим опытом. Коэффициент приема в отделение интенсивной терапии (ОИП) составляет около 15%, а смертность - 17%. Учитывая высокоинфекционный характер атипичной пневмонии, лечение в изоляции является обязательным, а поддержка со стороны семьи и друзей, как правило, недоступна. Кроме того, для борьбы с цитокиновой бурей и снижения воспалительных реакций при лечении атипичной пневмонии широко используется мега-дозировка пульсирующих стероидов до 1500 мг в сутки. Во время острой фазы лечения это может привести к различным психическим осложнениям, таким как медикаментозные психотические симптомы (около 10%) и маниакальные особенности (более 50%). ТОРС - мистическое, сильно заразное и смертельное заболевание, имеющее все признаки ужасного заболевания, которое вызывает страх в широких массах. Предрассудки и дискриминация в отношении пациентов распространены в обществе даже после выписки из больницы. После кратковременного выздоровления пережившие атипичную пневмонию сталкиваются с серьезными негативными социальными последствиями, а результаты их адаптации, такие как психологический стресс и качество жизни, в целом являются неудовлетворительными. Психосоциальные факторы риска, такие как "негативная оценка", "работа в качестве медицинского работника" (ТОРС) и "убийство члена семьи в результате атипичной пневмонии", как выяснилось, ассоциируются у жертв атипичной пневмонии с более высокими уровнями дистресса. Выявление соответствующих психосоциальных факторов может иметь эвристическую ценность для клиницистов при разработке эффективных стратегий вмешательства.

Настоящее исследование преследовало две основные цели. Во-первых, мы исследовали потенциальную роль воспринимаемого воздействия, преодоления эффективности и посттравматического роста в результатах коррекции у жертв ТОРС. Во-вторых, мы стремились построить и протестировать модель пути, чтобы увидеть, как воспринимаемое воздействие, выравнивающая эффективность и посттравматический рост оказывают опосредованное влияние на переменные результатов. В частности, мы предположили, что воспринимаемое воздействие будет оказывать прямое и косвенное влияние на переменные результата через способность справляться с последствиями и посттравматический рост. Потенциальными участниками были 60 выживших жертв атипичной пневмонии из Гонконга, которые были выписаны из больницы Принцессы Маргарет на срок от двух до шести месяцев. Первоначально они были направлены к нам для психологического скрининга или лечения. Перед первым сеансом в амбулаторной клинике была разъяснена цель исследования, и их пригласили принять участие в нем. Трое отказались участвовать, потому что двое были неграмотными, а один не был мотивирован. В общей сложности пятьдесят семь участников согласились заполнить анкеты и подписали бланки согласия. Было 38 женщин (66,7%) и 19 мужчин (33,3%). Возрастной диапазон составлял от 22 до 72 лет (среднее значение = 38,1; SD = 10,4). Большинство участников (86%) были трудоустроены на оплачиваемую работу до того, как они заразились атипичной пневмонией. Двадцать два человека (38,6%) были гепатитами. Двадцать три (40,4%) были одиноки, 31 (54,4%) были женаты или сожительствовали, и 3 (5,3%) были разведены. Восемь (14%) получили начальное образование, 33 (57,9%) - среднее и 16 (28,1%) - высшее. Десять пациентов (17,5%) были приняты в отделение интенсивной терапии во время острой фазы атипичной пневмонии. Пять (8,8%) сообщили о наличии у них хронического заболевания. В анкете самоотчета никто из них не указал на то, что им ранее был поставлен психиатрический диагноз или что они ранее получали какую-либо психиатрическую услугу.

Для изучения посреднической роли оценки и посттравматического роста был проведен анализ путей. Результаты следует интерпретировать с двумя потенциально путаными методологическими недостатками. Во-первых, учитывая перекрестную структуру, причинно-следственные связи между оценкой, посттравматическим ростом и переменными результата остаются, в лучшем случае, ориентировочными. Возможны альтернативные пути воздействия, такие как воздействие дистресса и физического здоровья на оценку и посттравматический рост. Будущие исследования должны исследовать прогностические возможности этих факторов с использованием продольных конструкций. Во-вторых, поскольку выжившие жертвы представляют собой случаи с предполагаемыми психологическими проблемами, можно поставить под сомнение обобщаемость результатов для других лиц, переживших атипичную пневмонию.

Однако результаты большого скринингового исследования показали, что уровни психологического стресса у пострадавших после шестинедельного выписки из больницы были в целом высокими и сопоставимыми с теми, которые были обнаружены в настоящем исследовании . Наконец, поскольку конкретные усилия по преодолению трудностей могут быть полезны для объяснения различий в частичной адаптации , следует поощрять эмпирическое исследование по этому направлению исследований.