Когда смотришь на сверхзвуковой самолет Lockheed SR-71 Blackbird 60-х годов прошлого столетия, кажется что он опередил свое время лет на 100. Его потрясающий внешний вид просто поражает воображение. Практический потолок 25 км, крейсерская скорость в 3500 км/ч и дальность полета до 5200 км!
Всего каких то пару десятилетий назад максимальная крейсерская скорость истребителей еле дотягивала до 600 км/ч. Что такое могло произойти с разработчиками, что на них нахлынуло, какие силы ими двигали, где черпали такие знания? Примерно таки мысли посещают меня при взгляде на этого черного красавца.
В 1956 году на боевое дежурство американских ВВС встал новейший на то время секретный самолет-разведчик Lockheed U-2. Он мог летать на высоте до 21 км, что делало его недосягаемым на то время для противовоздушной обороны противника, в том числе и СССР.
Но американские военные специалисты прекрасно понимали, что долго и безнаказанно летать на нем не получится. В 1960 году в небе под Свердловском был сбит первый U-2 и все полеты над территорией СССР прекратились.
Но за два года до этого в компании Lockheed началась работа над секретным проектом под кодовым внутренним шифром А-11 «АРХАНГЕЛ». Главным конструктором этого сверхсекретного проекта назначили Кларенса Джонсона, который так же руководил работами при создании самолета-разведчика U-2.
Работы над новым проектом продвигались очень медленно. Самой главной проблемой стала проработки совершенно новый задачи, а именно снижение его радиолокационной заметности. И в конце 59- года специалисты секретного подразделения Lockheed наконец то смогли представить на согласование модель будущего самолета, которая отвечала всем требованиям заказчика.
Практически сразу началась кропотливая и тяжелая работа над созданием проекта, который впоследствии станет известен как Lockheed А-12. И уже в 1962 году состоялся его первый испытательный полет на секретной военной базе США известной всем как «Зона 51».
Первый полет продолжался чуть более 30 минут и прошел без серьёзных замечаний. Но проблема состояла в том, что испытания проводились на совершенно другом двигателе J75 с меньшей проектной тягой, так как компания Pratt & Whitney, которая должна была поставить новейшие турбореактивные двигатели J58 с изменяемым циклом, под который проектировался А-12, серьёзно задерживала их поставки.
К 65-ому году удалось построить 5 самолетов А-12, два из которых были задействованы в летных испытаниях. Один из поставленных самолетов был выполнен в двухместном учебном варианте. На испытаниях с двигателями J75 удалось достичь скорости в 2,1 маха и высоты полета 18 км.
К началу 63-го году стали поступать новые штатные двигатели и практически сразу приступили к их замене на всех выпущенных самолетах. Благодаря этим двигателям удалось достичь скорости 3 маха, хотя не в крейсерском режиме.
Это была практическая победа, так как инженерам удалось решить поставленную задачу. Оставалось только довести самолет в процессе испытаний. И через два года самолет А-12 пролетел в течение 1,5 часов со скоростью 3,1 маха.
На базе самолета-разведчика планировали создать бомбардировщик, но этот проект свернули еще в самом начале программы. А вот версия перехватчика воплотилась в металле. На этой версии появилась вторая кабина для оператора вооружения. Во внутренних отсеках самолет мог нести до 4-х ракет типа AIM-47 FALCON.
Конечно же в серии перехватчик не пошел, но стал основой для более современного и перспективного проекта Lockheed SR-71 Blackbird. И уже в конце 1964 году совершил свой первый полет новейший летный образец разведчика Lockheed SR-71 Blackbird.
В этом самолете был учтен весь накопленный опыт при разработке А-12. Во второй кабине так же располагался оператор оборудования. Конструкция корпуса самолета практически вся была выполнена из титанового сплава, из-за чего производство самолета было очень сложным и запредельно дорогим.
Носок крыла плавно перетекал в наплывы по бокам фюзеляжа, тем самым значительно повышал устойчивость самолета в полете, и создавал дополнительную подъемную силу. Температура обшивки в полете на запредельных скоростях достигала практически 600-та градусов по Цельсию. В то время выбора у конструкторов особо то и не было, так как только сплавы титана могли выдержать длительный сильный нагрев.
Так же в этом образце изменения коснулись длинны и формы передней и задних частей фюзеляжа. Для снижения температуры обшивки применялась специальная черная краска, после чего к нему и приклеилось название «Черный дрозд».
Всего было построено 32 самолета, и в 1967 году компания Lockheed предала заказчику последний построенный самолет SR-71 после чего производственная линия была законсервирована.
Официальные государственные испытания продолжались до 1972 года. Проект SR-71 оказался очень сложным и дорогостоящим в эксплуатации. Перед полетом и после техниками выполнялась многочасовая и трудоемкая проверка самолета с частичным его разбором. Капитальный ремонт двигателей приходилось делать уже через 500 часов его работы.
В 1990 году самолет побил все рекорды скорости . Пилоту удалось разогнать его до скорости 3609 км/ч, но официально этот рекорд не был зарегистрирован, после чего самолет был отправлен в отставку.