Найти в Дзене
Авиамастер

Что это за "дырка" в хвосте самолета?

Каждый из нас когда попадал на летное поле при посадке в самолет, слышал громкий звук из хвоста самолета. Но при этом двигатели самолета не работают. Откуда же он происходит? И еще вопрос, где берется в самолете электричество на освещение,на систему кондиционирования и прочее? Неужели такие мощные аккумуляторы? А нет!!

Это работает - Вспомогательная силовая установка (ВСУ) — вспомогательный источник механической энергии на транспортном средстве, не для приведения самолета в движение. Во многих случаях назначением ВСУ является запуск основного двигателя, а также обеспечение средства энергией на стоянках.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

ВСУ самолёта обычно представляет собой относительно небольшой газотурбинный двигатель, используемый для выработки электричества, создания давления в гидравлической системе и кондиционирования воздуха во время нахождения самолёта на земле, запуска основных двигателей, обычно с помощью сжатого воздуха, отбираемого от компрессора ВСУ. Некоторые небольшие ВСУ используются только как источник сжатого воздуха.Непосредственно сам двигательВСУ запускается, как правило, с помощью стартера. В более современном варианте в качестве ВСУ используется турбостартер на двигателе, который в режиме ВСУ работает на коробку приводов (на которой расположены генераторы и гидронасосы). Примером может служить разработанный ОАО «Климов» агрегат ГТДЭ-117 (газотурбинный двигатель энергоузел) силовой установки самолёта МиГ-29

Первым лайнером, использующим газотурбинный двигатель в качестве ВСУ, был Boeing 727 в 1963 году.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

ВСУ позволяет поддерживать работоспособность самолётных систем и оборудования при выключенных двигателях в слабо оснащённых или необорудованных аэропортах, что резко повышает автономность и позволяет выполнять техническое обслуживание самолёта с минимальным привлечением аэродромных служб.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Вспомогательная силовая установка самолета оснащена еще одной довольно важной функцией. Если во время полета выйдет из строя один из самых важных элементов, к примеру, генератор, установка поможет запустить его в особом режиме, включающемся при аварийной ситуации, и будет перенаправлять на борт дополнительную электроэнергию до тех пор, пока воздушный транспорт не приземлится в аэропорту. Более того, при чрезвычайных ситуациях именно ВСУ поможет запустить основной двигатель, даже если самолет будет находиться в воздушном пространстве.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В современных пассажирских реактивных самолётах ВСУ обычно располагается в хвостовой части. У большинства современных самолётов можно увидеть сопло ВСУ, выходящее из хвоста. Забор воздуха для ВСУ часто осуществляется прямо из технического отсека, при этом в наиболее удобном месте отсека располагаются поворотные створки для сообщения с забортным пространством.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Информация собрана из различных источников в интернете.