Как стать автодиагностом..
Находясь на карантине , появилось время приоткрыть широким массам занавесь над работой автодиагноста и автоэлектрика, рассказать о тонкостях и нюансах.
В отличии от карбюраторных автомобилей , в современных средствах передвижения применяется множество электроники и это все не зря , а сводится к контролю за экологичностью выхлопа и недопущения пустой траты топлива с сохранением мощностных характеристик. На сегодняшний день существует уже шесть норм- стандартов
Евро , регулирующих степень вредности выхлопных газов, а из за этого растет сложность применяемых систем .
Начнем сначала, немного теории о составе выхлопных газов , а именно основных и ядовитых-
Это CO-оксид углерода(угарный газ)
HC - углеводород
NО - оксид азота
Не буду описывать, незначительные другие компоненты , но как раз с вышеперечисленными и борятся нормы Евро.
Руками этих норм является система электронного управления двигателем , которая в свою очередь состоит из датчиков , исполнительных устройств и "мозга" блока управления двигателем ( ЭБУ, PCM, Эсуд, ECM итд).
Итак, блок управления двигателем содержит в себе программное обеспечение , которое и отвечает, что придет с датчика и , что в результате надо сделать с помощью исполнительных устройств.
Датчики ( для бензиновых авто) бывают
- датчик расхода воздуха MAF ( один из основополагающих датчиков , взависимости от его показаний осуществляется смесеобразование - смесь воздуха и топлива).
- Датчик детонации KS( отвечает за регулировку угла опережения зажигания , то бишь времени поджига топливо воздушной смеси относительно верхней мертвой точки поршня )
- Датчик угла положения коленчатого вала CKP ( даёт информацию блоку управления двигателем о положении поршней в цилиндрах)
- Датчик распределительного вала CMP( даёт информацию блоку управления двигателем о положении распределительного вала).
- Датчик положения дроссельной заслонки TP ( даёт информацию блоку управления двигателем о истинном положении дроссельной заслонки )
- Датчик положения педали акселератора APP( даёт информацию блоку управления двигателем о положении педали газа)
- Датчик разрежения/давления во впускном коллекторе MAP ( даёт информацию блоку управления двигателем о разрежении / давлении во впуске)
- Датчик температуры охлаждающей жидкости ECT ( даёт информацию блоку управления двигателем о температуре ОЖ)
-Датчик температуры воздуха во впуске IAT ( даёт информацию блоку управления двигателем о температуре воздуха поддающегося во впускной коллектор
-Датчик температуры наружного воздуха AAT ( даёт информацию блоку управления двигателем о температуре воздуха снаружи автомобиля)
- Датчик положения заслонки рециркуляции выхлопных газов EGR ( информирует блок управления двигателем о положении заслонки рециркуляции выхлопных газов)
- Датчик кислорода , он же лямбда- зонд O_S_
( Информирует блок управления двигателем о обеднении/ обогащении топливо воздушной смеси)
- Датчик положения педали сцепления ( информирует блок управления двигателем о положении / нажатии педали сцепления)
- Датчик положения педали тормоза ( информирует блок управления двигателем о положении / нажатии на педаль тормоза)
- Датчик давления системы кондиционирования ( информирует блок управления двигателем о давлении в блоке управления двигателем)
- Датчик давления/разрежения в топливном баке( информирует блок управления двигателем о давлении/ разрежении в топливном баке)
- Датчик давления в топливной рампе ( информирует блок управления двигателем о давлении топлива в топливной рампе)
- Датчик давления наддува ( информирует блок управления двигателем о давлении наддува создаваемого турбиной или компрессором)
Это далеко не все датчики , но основные мы перечислили..
Исполнительные устройства для бензиновых двигателей бывают
- Дроссельная заслонка ( регулирует подачу воздуха во впускной коллектор взависимости от нажатия на педаль газа)
- Форсунки топливные( подают топливо во впускной коллектор / цилиндр взависимости от типа топливной системы под управлением блока управления двигателем)
- Пневматические клапана с электронным управлением изменения длины впускного коллектора ( тянут заслонку во впускном коллекторе , меняя направление воздушного потока по длинному/ короткому пути)
- Электронные клапана изменения фаз газораспределения ( меняют угол перекрытия ( время открытия клапанов впускных/ выпускных ) от необходимости)
-Клапан управления турбонагнетателем ( регулирует давление нагнетаемое турбиной)
- Клапан рециркуляции выхлопных газов ( служит для уменьшения NO в выхлопных газах путем подачи части выхлопных газов обратно во впуск)
-Клапан вентиляции/регенерации абсорбера EVAP ( пары топлива накапливаются из топливного бака в бочонке с углем( абсорбер) и для их удаления он( абсорбер) соединён с впускным коллектором через электронный клапан )
А так же взависимости от систем , могут быть применены дополнительно некоторые исполнительные устройства.
Все вышеперечисленные элементы соединены между собой проводкой , у части датчиков и исполнительных устройств может разниться напряжение питания , как 12 в , так и 5 в ..
Для диагностики в современных автомобилях используется интерфейс OBD2 , это стандартный протокол обмена данными между блоком управления двигателем и диагностическим прибором , они различаются между собой , но хочу остановиться на самом распространенном , это CAN . Не важно , как он расшифровывается , говоря проще, это два провода по которым , посредством передачи цифровых пакетов блок управления двигателем обменивается информацией с диагностическим прибором ..
Разъем OBD2 представляет собой штекер о 16 контактах , в котором присутствуют все имеющиеся для данного авто интерфейсы , это различноскоростной CAN , K - Line, питание интерфейса.. Продиагностировать систему управления двигателем , можно посредством дешёвых приборов и интерфейсов типа OBD ELM и им подобных , в сети имеется множество бесплатных программ для диагностики с помощью ELM , но считыванием кода неисправности для правильной диагностики и ремонта не обойтись..
На днях продолжу экскурс в текущие параметры блока управления двигателем и что они означают ..
- Продолжение здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5dd1717c418cd54d70f2d570/kak-stat-avtodiagnostomchast-2-5e94a65c0a471779a8545eda
-
-
-