Молодые пилоты в СССР даже и не могли мечтать о переходе на работу в большую авиацию сразу после окончания летного учебного заведения. Перед тем как попасть за штурвал реактивного пассажирского лайнера, они несколько лет трудились, выполняя различные авиационные работы на самолетах, относящихся к малой авиации. В те времена в нашей стране наиболее распространенным воздушным судном этого класса был широко известный Ан-2. По этой причине было абсолютно оправданным широкое применение этого биплана в качестве учебного самолета в летных школах Советского Союза: пилот-выпускник без всякой подготовки мог приступать к работе в авиационном предприятии на уже знакомом ему воздушном судне.
Используется ли в качестве учебного самолета старичок "Кукурузник" сегодня, когда он уже практически не применяется в народном хозяйстве, а большинство выпускников летных школ переходят на работу сразу в большую реактивную авиацию? Ответу на этот вопрос посвящено содержание этой статьи.
Знаете ли вы, что Ан-2 был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, выпускающийся более 60 лет подряд? До сих пор он производится в Китае под названием Юншучжи-5.
Учебные самолеты современной России
Сегодня в России в качестве учебных самолетов используются четыре типа воздушных судов. Самолетов советской или российской разработки в этом списке, к сожалению, нет. Первоначальная летная подготовка в любом учебном заведении гражданской авиации проводится на одномоторном воздушном судне, выпускным же типом обязательно должен быть самолет с двумя двигателями.
Воздушные суда с одной силовой установкой
Большую часть летной практики курсанты проводят за штурвалом именно таких самолетов. У нас в стране в качестве учебных применяются два типа одномоторных воздушных судов. Поговорим немного о каждом из них.
Интересно, что первый самостоятельный полет, то есть полет без инструктора в кабине, курсант выполняет, получив всего 15 часов летной практики на самолете первоначального обучения.
Cessna-172 - легкомоторный четырехместный высокоплан с поршневым двигателем, выпускаемый американской компанией Cessna. Максимальная взлетная масса самолета составляет 1159 кг, мощность двигателя - 160 л. с. Самолет эксплуатируется с 1956 года. С тех пор самолет многократно модифицировался.
Кстати, Cessna-172, как и отечественный Ан-2, рекордсмен - это самый массовый самолет за всю историю авиации: по состоянию на текущий момент выпущено более 44 000 единиц.
Diamond DA40 - легкомоторный четырехместный самолет с поршневым двигателем. Воздушное судно выпускается австрийской фирмой Diamond Aircraft Industries. Максимальная взлетная масса 1280 кг, комплектуется двигателем мощностью 150 л.с. Производится с 1997 года.
Самолеты с двумя двигателями
Выпускным типом воздушного судна в обязательном порядке является самолет с двумя силовыми установками. Наличие двух двигателей необходимо для выработки у курсантов навыков компенсации асимметрии тяги, возникающей при отказе одной из силовых установок. Это упражнение является обязательной частью программы подготовки пилотов гражданской авиации. Выпускных типов судов также два. Немного поговорим и о них.
L-410 Turbolet - двухмоторный самолет, оснащен турбовинтовыми силовыми установками. Максимальная вместительность - до 19 пассажиров, максимальная грузоподъемность - до 1800 кг. Максимальная мощность каждой силовой установки - до 800 л. с. в зависимости от модификации. Он разработан в Чехословакии в 1969 году. В настоящий момент налажена сборка этого самолета в городе Екатеринбурге.
Diamond DA42 - двухмоторный четырехместный самолет, оснащенный поршневыми дизельными двигателями. Мощность каждой силовой установки - по 135 л. с. Максимальный взлетный вес - 1783 кг. Выпускаются самолеты уже известной нам австрийской фирмой Diamond Aircraft Industries с 2002 года.
Итак, мы поняли, что в настоящее время в летных школах России не используются устаревшие образцы авиационной техники. Наоборот, училища и ВУЗы оснащены современными воздушными судами и тренажерами, которые оборудованы авионикой, устанавливаемой на самолеты авиа производителями по всему миру. Подготовка, которую получают курсанты, абсолютно адекватна существующим реалиям. Конечно, грустно от того, что учимся летать и летаем мы в настоящий момент в основном не на российской технике, но это тема уже другого разговора.
Если статья показалась вам интересной, вы можете поощрить автора, подписавшись на канал.