Во многих монастырях школы Кагью в Китае наряду с изображениями Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже или Калу Ринпоче можно встретить изображения бородатого тибетца в белых одеждах. Это малоизвестный на Западе, но, тем не менее, один из наиболее значимых мастеров Карма Кагью ХХв. - Карма Норбу Зангпо (он же Друбчен Лама и Карма Норбу Репа). В Тибете его зовут "вторым Миларепой" или "таким же как Миларепа".
Об этом йогине мне рассказал его ученик, а ныне настоятель Дворца Атхуп, III Джамянг Драгпа Ринпоче. Пересказ его слов я уже выкладывал в Сеть, но тут в подписочке "Голос монастыря Бенчен" ( 班庆寺之声 ) обнаружил подробную биографию Карма Норбу. Всё же Ринпоче рассказывал об этом совсем уж вкратце. Да и китайский для нас обоих неродной, так что кой-чего я мог и не понять. А с текстом всё же работать проще - сверяй незнакомое по словарю и сиди размышляй. И то не всё сумел перевести.
Не всегда удавалось перевести имена собственные, благо известный тибетолог Владислав Ермолин поправил. Спасибо ему за это.
Что не сумел - пропустил и не стал перевирать, но вот чего могу теперь поведать.
Вообще Карма Норбу не то чтоб не известен в России совсем. Есть даже посвящённое ему сообщество на ВК /Тибетский махасиддха Карма Норбу/. Рассказ о нём в целом верный, но не без фантастических подробностей. Вот например: " Данный мастер не только выглядит так же на фотографиях, но один из его учеников персонально сказал мне, что, когда он встретил Карма Норбу в 1981 году ему было далеко за сто лет".
Согласно версии Джамянга Драгпа Ринпоче Карма Норбу оставил этот мир в 1984 г. в возрасте примерно восьмидесяти лет. Родился же он во время когда "Пянадцатый Кармапа был уже старым".
Специалисты-агиографы монастыря Бенчен указывают, что великий йогин появился на свет в год Огня-Лошади.
- Такое сочетание бывает лишь раз в шестьдесят лет. Соответственно, в 1966, 1906 и 1846 гг. В последнем случае Карма Норбу должен был прожить почти полтора века и быть столетним старцем ко времени прихода в Тибет китайских коммунистов. Но с другой стороны нет никаких данных о его активности в XIX в., да и применительно к 1940-50 гг. он нигде не упоминается как глубокий старик. Скорее всего Карма Норбу родился в 1906 г (или начале 1907 г.) и прожил 77 или 78 лет.
Рождение буддийского мастера ознаменовалось двумя чудесами: во-первых, на домашнем алтаре в лампаде перед статуей Будды масло начало переливаться через край. Во-вторых, в доме учителя тогда готовили жидкую кашу из ячменя, с очень небольшим количеством зёрен. Однако каша продолжала развариваться и в итоге заполнила кастрюлю и начала вытекать наружу. Эти два знамения истолковали так, что ум родившегося мастера может заполнить буддийской Дхармой Страну Снегов, а также сможет принести неисчислимую пользу живым существам.
Он начал учиться грамотев пять лет и к десяти годам весьма преуспел в этом. Только биографии Гуру Ринпоче, очень сложной для чтения и понимания он прочёл более ста страниц. Одиннадцати лет от роду он постригся в монахи в монастыре Джунгне ('byung gnnas или по-китайски 炯涅寺). В тринадцать лет начал первый трёхлетний (но разбитый по полгода) ретрит. В двадцать лет - начал второе затворничество, после которого пошёл в третий ретрит уже как учитель с учениками. Так началась его работа по воспитанию всех живых существ.
С двадцати до тридцати лет он жил преимущественно в монастыре Палпунг недалеко от Дэргэ в области Кхам. Коренным ламой Карма Норбу "Голос Бенчена" называет Десятого Чогьям Трунгпа Ринпоче ( 第十世创巴仁波切 ). Среди учителей были также Седьмой Тай Ситу Ринпоче, Второй Джамгён Конгтрул Ринпоче, а также Гэцюн Кьенпо из монастыря Зурманг ( 苏玛寺之葛琼堪布). Упоминается в этом числе и Царь йогов Тибета Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже.
*Его в начале тридцатых в возрасте восьми лет доставили в Палпунг из отчего дома. Карма Норбу в то время уже сам был начинающим наставником. Поэтому не факт, что учился у Шестнадцатого Кармапы именно тогда, но как бы то ни было, жизненные пути двух великих лам пересеклись довольно давно. А в дальнейшем сложилось так, что оба были друг другу и учителем и учеником.
Затем он отправился в монастырь Зурманг (главный храм Чогьяма Трунгпа Ринпче, своего коренного учителя). В пещере на склоне горы за этим монастырём он сел медитировать в затворничестве практикуя методы из устной передачи школы Кагью и в этот же период обучал немало учеников. Особенно много знаний он передал одиннадцатому Чогьяму Трунгпа Ринпоче. По прошествии десяти лет мастер оставил монастырь Зурманг.
Уезжая, он взял с собой Одиннадцатого ЧогьямаТрунгпа Ринпоче в местность Чаган ( 查岗 ) возле Лхасы. Здесь он при скоплении больших масс верующих давал различные поучения. Он учил днём и ночью, практически без передышки около года, в темпе, который обычный человек вряд л выдержал бы. Но мастер, несмотря на все эти тяготы пребывал в добром здравии. Закончив учения, он вместе с Одиннадцатым Чогьямом Трунгпа Ринпоче вернулся в монастырь Зурманг.
После небольшого ремонта в Зурманге он отправился в Цурпху на встречу с Шестнадцатым Кармапой. Они встретились когда Кармапа стоял у окна и передавал Дхарму стае птиц. Царь Йогов увидел, что к нему приехал Карма Норбу и тотчас вышел поприветствовать его. Кармапа снял свою верхнюю одежду и накинул на плечи мастеру, облачённому в одну лишь тонкую белую накидку. После этого Кармапа взял левой рукою край этой белой накидки и перед всеми всем присутствующими в монастыре Живыми Буддами и кхенпо дотронулся до ношенной белой одежды мастера и правой рукой, после чего сказал: "Это и есть особенность нашей школы Кагью! Это и есть учитель школы Кагью! " Данная история потом широко разошлась по Стране Снегов.
После этого Карма Норбу долго жил в Цурпху, следуя за Кармапой. Он обучал монахов и находил время для ретритов. Пребывание здесь оказало большое влияние на судьбу мастера.
Джамянг Драгпа Ринпоче рассказывал, что Карма Норбу обучал Шестнадцатого Кармапу Шести Йогам Наропы и сам принял от него ряд важных поучений.
В 1954 г. центральное правительство пригласило Кармапу приехать в Пекин на заседание Народного Политического консультативного совета. На время своего отсутствия он поручил Карма Норбу заниматься всеми учебными и административными делами монастыря.
В 1959-м Шестнадцатый Кармапа отправился в путь из Цурпху в Бутан. Как оказалось, в вернуться в Тибет ему было не суждено, но Кармапе удалось вывезти важнейшие реликвии школы и сохранить передачу Кагью вне досягаемости китайских коммунистов. Однако, как рассказывал Джамянг Драгпа Ринпоче, Карма Норбу было велено остаться в Стране Снегов с ответственной миссией - сохранить методы Кагью, особенно передачу Шести Йог Наропы на тибетской земле.
Далее мастер уехал в храм Джунгне, близ которого была скала вмещавшая только одного-двух человек. На этой скале Карма Норбу и закрылся до начала Культурной революции (*1966 г.)
По словам Джамянга Драгпа несколько раз близ этой скалы проходили армейские патрули, а на скалу к медитировавшему йогину забирались хищные звери, однако все они не причинили никакого вреда.
Однако с началом Культурной революции "по историческим причинам" Карма Норбу пришлось спуститься с горы (видимо его пристанище было всё же обнаружено). Там он сложил укрытие из камней шириной примерно в метр, крышей которого служил кусок старого тибетского сукна. Стены укрытия были обмазаны ячьим навозом. Карма Норбу, шутя, называл своё пристанище "гнездом счастливого ягнёнка". Мастер принялся практиковать здесь и редко покидал этот свой дом. Год за годом длилась медитация в суровых условиях, показавшая его выдающиеся способности.
Даже солдаты были потрясены увиденным. Кто-то советовал ему не жить здесь, другие боялись, что от долгого сидения Карма Норбу разобьёт паралич и предлагали выходить наружу и выполнять физические упражнения. Третьи предлагали одежду, но учитель к тому времени уже полностью развил способности туммо - внутреннего тепла и не нуждался во всём этом.
Видимо об этом периоде упоминается и в истории на ВК-паблике: "Цултрим Тарчин (Tsultrim Tarchin) встретился с гуру Карма Норбу Репа в старом сарае, который был убежищем при в более поздних гонениях и репрессиях на буддизм в Тибете".
Во время Культурной революции мастер в основном молчал. Но с началом политики открытости и реформ (*1979 г.) китайское правительство стало понемногу прекращать гонения на буддизм и из тюрем учителей религии. Тогда начал учить и Карма Норбу. Он делал это днём и ночью практически не имея времени для сна. Даже и молодые, сильные последователи не всегда выдерживали обучение в таком ритме и после курса им требовался день или два на отдых. Старый учитель же продолжал обучение без перерыва фактически до самой смерти.
В год Деревянной Крысы (1984) перед завершением курса обучения, Карма Норбу почувствовал себя плохо. Вечером он передал свои чётки Карма Дордже, одному из ближайших учеников и завершил собрание. Тот ушёл ночевать, а когда вернулся утром - обнаружил, что мастер уже преставился.
Карма Дордже Ринпоче и Сага Ринпоче очень опечалились, узнав о смерти наставника. Они оплакали его и, в соответствии с ритуалами, надели на бездыханное тело специальные украшения.
Сказывают, что тогда проявились многие чудеса, сходные с теми, что были в время смерти Миларепы - засияла радуга, днём на небосводе проступили звёзды, некоторые ученики видели как мастер проявился на небе, а другие заметили в воздухе лики Будд и Бодхисаттв.
В восьмидесяти четырёх крупнейших монастырях Тибета сорок девять дней после ухода Карма Норбу читали специальные каноны и проводили церемонии чтобы почтить память мастера. Обычно подобное проводится монастырями только для собственных иерархов, а подобная согласованная коллективная служба - дело чрезвычайно редкое.
Кремировать тело решили в 22-й день тибетского календаря, который обещал быть очень холодным. Вместо этого, однако, проявилась радуга, пошёл моросящий дождь и стали распускаться многочисленные цветы. Дым от погребального костра понесло на северо-запад (позже на этом направлении найдут следующее воплощение учителя). Сообщают, что дым вскоре стал пятицветным. В пепле костра были обнаружены многочисленные реликвии из костей Карма Норбу.
Мастер был не чужд дух традиции Римэ и поэтому он почитаем среди последователей всех школ тибетского буддизма - не только в Кагью, но также в Ньингма, Сакья и Гелуг. Сейчас почти все крупные учителя Кагью в КНР сороковых - семидесятых годов рождения являются учениками Карма Норбу. В частности, учившийся у него монах Джаси Гьямцо был потом распознан как Джамянг Драгпа Ринпоче.
История полностью на хорошем китайском языке, последовательно и без моих комментариев - здесь https://wemp.app/posts/8a7ec8f3-9f36-4899-a675-063b979b31c1
Также можно прочесть рассказ Андрея Алмазова о Восточном Тибете - родине великих йогов и посмотреть волшебнейшие фотографии оттуда. Этот рассказ на английском, но на канале есть и немало русскоязычных статей, в том числе и про те места, о которых речь шла выше
А вот тут есть про то, что такое Дворец Атхуп и как я попал в Восточный Тибет? Так что читайте на здоровье. Буду благодарен подпискам, комментариям и репостам.