Практически любой здравомыслящий человек пытается построить крепкие, здоровые отношения как в семье, так и в рабочем коллективе. От успешности данного процесса зависит и эмоциональное состояние человека, его социальное положение. Отношения в любом коллективе уникальны — одни люди «притягиваются» друг к другу, а другие по необъяснимым причинам постоянно находятся в состоянии конфронтации. Для создания благоприятного климата в рабочем коллективе следует знать некоторые законы психологии взаимоотношений, которые применимы практически к любым отношениям.
Основа психологии отношений в коллективе
Какими бы личностными качествами не обладал человек, имея за плечами большой опыт работы, при наличии высшего образования и занимая хорошую должность, ему все равно приходится учиться психологии отношений с новыми коллегами. Психология трудовых отношений складывается в процессе межличностного общения между сотрудниками. Основу этого общения составляет сформировавшееся коллективное мнение об отдельной сфере деятельности как самого коллектива (отдела, бригады), так и всей организации в целом. Новому сотруднику приходится считаться с этим мнением, по крайней мере, до появления собственного.
Важная роль в формировании межличностных отношений отводиться индивидуальным оценочным суждениям и эмоциональному фактору. Коллективное настроение может быть положительным, активизируя рост производительности труда как каждого сотрудника, так и коллектива в целом. Но также настроение трудового коллектива может быть отрицательным, тем самым затрудняя развитие своей деятельности. Особое место в формировании здоровых отношений в коллективе занимают традиции и обычаи, нарушая которые новый сотрудник может испортить отношения с коллегами.
Основные проблемы между коллегами и пути их разрешения
Конфликтные ситуации неизбежны в любом коллективе, поэтому стоит научиться правилам поведения, а также освоить навыки по предотвращению и сглаживанию нарастающей конфронтации, их грамотного урегулирования. Необходимо научиться различать ситуации, при которых выяснение отношений между сотрудниками фактически не имеет отношения к рабочим моментам, и когда конфликт не просто неизбежен, а необходим для продуктивности коллективной работы.
В зависимости от числа участников, психологи выделяют следующие виды конфликтов в трудовом коллективе:
- Внутриличностный.
- Между двумя коллегами.
- Между одним сотрудником и коллективом.
- Межгрупповые конфликты в рабочем коллективе.
Внутриличностный конфликт возникает у сотрудника, когда предъявляют противоречивые требования к его трудовой деятельности или ее результату. Развитие внутриличностного конфликта возможно и при наличии различий рабочих моментов с личными потребностями или ценностями человека, при низкой удовлетворенности работой, ее оплатой, непризнанием заслуг. Именно этот вид конфликта трудно разрешим из-за сложностей его выявления. Остальные виды конфликтов более явные и устранимы в несколько этапов.
Устранение конфликта в рабочем коллективе делится на следующие этапы:
- Осознание руководителем наличия конфликта.
- Выяснение изначальных конфликта, сбор необходимых сведений.
- Оценка конфликтной ситуации и выявление путей ее разрешения.
- Контроль руководителя над устранением причин конфликта.
- Оценка результатов и рекомендации для будущей совместной деятельности коллектива.
Как не попасть в конфликтную ситуацию на работе?
Многие современные психологи работают над данной проблемой. Издано множество книг, которые содержат рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтов, существует большое количество тренингов, вебинаров на данную тематику. Чтобы не попасть в конфликтную ситуацию на работе, сотруднику не стоит быть зачинщиком интриг и заговоров, а также следует избегать участия в подобных мероприятиях.
Подобные ситуации можно разрешить более конструктивно: просто обсудив с провинившимся сотрудником его ошибки. Также у каждого сотрудника есть свои обязанности, невыполнение которых грозит развитием конфликта. При выполнении своей работы не стоит бояться спросить совета коллег, хотя и злоупотреблять этим также не следует, иначе могут возникнуть сомнения в профессионализме. Новому сотруднику следует обратить особое внимание на своей внешний вид: лучше придерживаться сдержанного стиля в одежде, избегать чрезмерного употребления туалетной воды и косметики, соблюдать элементарные правила вежливости.
Новому сотруднику психологи рекомендуют с осторожностью высказывать собственное мнение, особенно по вопросам, которые не относятся к рабочим моментам. И все же лучшим средством профилактики конфликта для любого сотрудника является уважение своих коллег, честность и порядочность в отношении выполнения своих должностных обязанностей.