А произошла она примерно в 88-ом году и по сей день имеет белые пятна в хронологии событий. В интернете одно время была широко представлена история, якобы данный прототип – дипломная работа неизвестного студента Тольяттинского университета. Эта история правдива лишь отчасти, но обо всем по порядку…
Шёл 1988 год – с момента запуска Нивы в серийное производство прошло более 10 лет. Она все ещё оставалась, в своём роде, уникальным автомобилем, но уже требовала хоть каких-то обновлений. И тут в умы руководства «Автоэкспорта» пришла мысль сделать из советского внедорожника маленький фургон.
Идея была не лишена смысла, но, скажем прямо, уже сильно изъезжена. Сильно абстрактное ТЗ было отправлено не куда-нибудь, а лично Прусову – создателю оригинальной Нивы. Пётр Михайлович , будучи на тот момент замом главного конструктора автозавода, был и без того занят: во всю шла работа над новым семейством переднеприводных автомобилей, уже стартовал проект «Нива-2», ещё и в министерстве «нагрузили» работой над микролитражкой для строящегося автогиганта в Елабуге. Короче говоря, Петру Михайловичу было совсем не до авантюр «Автоэкспорта», поэтому он доверяет это дело одному из новоиспеченных конструкторов. Как бы, и себе меньше головной боли, и юное дарование набирается опыта.
Имя автора нам, к сожалению, так и не удалось узнать. Зато точно известно, что фургон планировалось производить сначала на ОПП ВАЗа, а с 91-го года производство должны были наладить на мощностях «ВАЗИнтерСервис». Говорят, на основе этого фургона планировалось создать ещё грузопассажирскую версию, автодом и даже модный нынче фудтрак. Немного о самой машине: по ходовой части это самый обыкновенный ВАЗ-2121, но кузов претерпел значительные вмешательства. Всё, что было за задней осью полностью отрезано как ненужное. Вслед за кормой в чермет уходила задняя половина крыши, а за передними сиденьями приваривалась перегородка. Надстройка фургона была, скорее всего, стеклопластиковая и собиралась из нескольких элементов. Опытный образец построили под конец 88-го года, хотя есть мнение, что исходный внедорожник выделили под проект не раньше весны 1989 года.
За лето успели откатать полный цикл заводских испытаний. Говорят, тогда представители НАМИ высказали своё «фи» на тему жесткости кузова и ухудшения геометрической проходимости. Тут стоит вспомнить, что на момент описываемых событий НАМИ утратил свою главенствующую позицию уже лет 15, а потому это точно не могло стать причиной закрытия проекта. Фургон похоронила стремительно падающая экономика Страны Советов, «Автоэкспорт» пытался организовать сборку на заводе одного из своих совместных предприятий в Европе, но уперся в быстро растущую европейскую бюрократию – создание Евросоюза было не за горами, а дополнительные сложности появлялись уже сейчас. Развязка этой истории до боли знакомая и банальная – опытный автомобиль долго работал внутризаводским тягачом на ОПП ВАЗа, а в середине «нулевых» без особого сожаления был списан и сдан в металл…
Историческая справка и ч\б фото - КБ Емельянова, редчайший цветной архивный фотоснимок в подлиннике - группа DesIve