Найти тему

Кто такой авиадиспетчер ?

Авиадиспетчер, он же специалист управления воздушным движением.

Авиадиспетчер осуществляет управление самолётами, вертолетами воздушным движением (далее ВД) т.е. всем что находится в воздухе воздушном пространстве.

Как происходит управление ?

Управление ВД происходит посредством применения так называемых правил. Для того, чтобы понять всю суть их использования необходимо осознать, что гражданская авиация (да и авиация в целом) это единое целое, которое состоит из множества-множества элементов ,например, таких, как :

3 вида авиации ,и для каждого вида есть законы-правила выполнения полётов и правила обслуживания этих видов со стороны авиадиспетчера. Т.е. 1 снежный ком(управление самолетами) уже разделился на 3 (управление самолетами гражданской авиации ,государственной и экспериментальной)

Стало быть есть 3 вида авиации:

  1. Гражданская
  2. Государственная
  3. Экспериментальная

В свою очередь гражданская делится на авиацию общего назначения (АОН) и Коммерческую (то ,что мы понимаем в обиходе)

  1. Гражданская
  • АОН
  • Коммерческая

Убеждаемся ,что сложность этой большой системы отнюдь небутафорна.

Что далеко ходить , взять тот же аэропорт ,который вбирает в себя кучу разношерстных служб, начиная от службы безопасности и заканчивая службы снабжения борт.питанием (извиняйте знатоки).

Отсюда исходит:

авиадиспетчер руководствуется разными положениями по его непосредственному управлению по отношению к разным типам авиации

С другой стороны есть экипажи ,которые управляют самолётом. По аналогии с диспетчером можно заключить,что у них есть свои правила по осуществлению полёта самолетовождения (СВЖ) своего воздушного судна ,а так же планирования выполнения полета ( планирование маршрута, высоты эшелона полёта , планирование запасных аэродромов по этому маршруту и многое другое)

Отсюда исходит:

Авиадиспетчеру необходимо понимать мотивации пилота, его предположительные действия и намерения в зависимости от складывающейся ситуации, которые регламентированы документом Подготовка и выполнение полётов ГА РФ . Например , по пути следования наблюдаются опасные метео явления (ОМЯ) ,куда заходить самолёту категорически запрещено. Осуществляя управление этим ВС диспетчер должен предполагать возможные запросы от экипажа этого ВС , будь то обход ОМЯ, уход на запасной или уход на аэродром вылета.

Из вышеперечисленного исходит:

Авиадиспетчер должен знать или по крайней мере иметь представление о руководящих документах не относящихся к его профессии и управлению ВД непосредственно, дабы обеспечить безопасность выполнения полёта со своей стороны.

Руководящие документы являются базисом работы для авиадиспетчера и не только.

Вот список основных:

  1. ВК РФ (воздушный кодекс РФ)
  2. ФП ИВП (федеральные правила Использования Воздушного Пространства)
  3. ФАП ОрВД (Федеральные авиационные правила Организации Воздушного движения или он же "Диспетчерский ФАП")
  4. ФАП ПОРС "Порядок осуществления радиосвязи в ВП РФ"
  5. ФАП ПИВП РФ "Планирования использования воздушного пространства в РФ"
  6. ТС ГА "Табель сообщения ГА "

Документы являются базисом ,от которого следует последующая надстройка ,а именно непосредственное управление ВД, технологии работы диспетчеров, создание диспетчерских пунктов и далее ,и далее .

В будущем по мере возможности буду разбирать каждый документ в отдельности , фичи работы авиадиспетчера , какие процедуры применяются в ходе управления воздушным движением и т.п.

p.s. Подписывайся на канал

Диспетчерская вышка и обзорные локаторы - аэродромные (локаторы старого образца)
Диспетчерская вышка и обзорные локаторы - аэродромные (локаторы старого образца)