Авиадиспетчер, он же специалист управления воздушным движением.
Авиадиспетчер осуществляет управление самолётами, вертолетами воздушным движением (далее ВД) т.е. всем что находится в воздухе воздушном пространстве.
Как происходит управление ?
Управление ВД происходит посредством применения так называемых правил. Для того, чтобы понять всю суть их использования необходимо осознать, что гражданская авиация (да и авиация в целом) это единое целое, которое состоит из множества-множества элементов ,например, таких, как :
3 вида авиации ,и для каждого вида есть законы-правила выполнения полётов и правила обслуживания этих видов со стороны авиадиспетчера. Т.е. 1 снежный ком(управление самолетами) уже разделился на 3 (управление самолетами гражданской авиации ,государственной и экспериментальной)
Стало быть есть 3 вида авиации:
- Гражданская
- Государственная
- Экспериментальная
В свою очередь гражданская делится на авиацию общего назначения (АОН) и Коммерческую (то ,что мы понимаем в обиходе)
- Гражданская
- АОН
- Коммерческая
Убеждаемся ,что сложность этой большой системы отнюдь небутафорна.
Что далеко ходить , взять тот же аэропорт ,который вбирает в себя кучу разношерстных служб, начиная от службы безопасности и заканчивая службы снабжения борт.питанием (извиняйте знатоки).
Отсюда исходит:
авиадиспетчер руководствуется разными положениями по его непосредственному управлению по отношению к разным типам авиации
С другой стороны есть экипажи ,которые управляют самолётом. По аналогии с диспетчером можно заключить,что у них есть свои правила по осуществлению полёта самолетовождения (СВЖ) своего воздушного судна ,а так же планирования выполнения полета ( планирование маршрута, высоты эшелона полёта , планирование запасных аэродромов по этому маршруту и многое другое)
Отсюда исходит:
Авиадиспетчеру необходимо понимать мотивации пилота, его предположительные действия и намерения в зависимости от складывающейся ситуации, которые регламентированы документом Подготовка и выполнение полётов ГА РФ . Например , по пути следования наблюдаются опасные метео явления (ОМЯ) ,куда заходить самолёту категорически запрещено. Осуществляя управление этим ВС диспетчер должен предполагать возможные запросы от экипажа этого ВС , будь то обход ОМЯ, уход на запасной или уход на аэродром вылета.
Из вышеперечисленного исходит:
Авиадиспетчер должен знать или по крайней мере иметь представление о руководящих документах не относящихся к его профессии и управлению ВД непосредственно, дабы обеспечить безопасность выполнения полёта со своей стороны.
Руководящие документы являются базисом работы для авиадиспетчера и не только.
Вот список основных:
- ВК РФ (воздушный кодекс РФ)
- ФП ИВП (федеральные правила Использования Воздушного Пространства)
- ФАП ОрВД (Федеральные авиационные правила Организации Воздушного движения или он же "Диспетчерский ФАП")
- ФАП ПОРС "Порядок осуществления радиосвязи в ВП РФ"
- ФАП ПИВП РФ "Планирования использования воздушного пространства в РФ"
- ТС ГА "Табель сообщения ГА "
Документы являются базисом ,от которого следует последующая надстройка ,а именно непосредственное управление ВД, технологии работы диспетчеров, создание диспетчерских пунктов и далее ,и далее .
В будущем по мере возможности буду разбирать каждый документ в отдельности , фичи работы авиадиспетчера , какие процедуры применяются в ходе управления воздушным движением и т.п.
p.s. Подписывайся на канал