Мой водительский стаж почти 35 лет. За эти без малого три с половиной десятилетия у меня сменилось много автомобилей. В моей жизни можно выделить несколько этапов, характерных для автолюбителей поколения 70-80-х годов…
Первый этап: подержанные отечественные автомобили...
Моей первой машиной была «убитая» белая «копейка» ВАЗ-2101. После капитального ремонта двигатели и «проварки кузова по кругу», я отъездил на этом «корыте» почти год.
К сожалению, время не сохранило фотографии моих первых «Жигулей»! Но я продолжаю поиски! А пока… Прошу простить! Буду иллюстрировать свой рассказ «похожими» изображениями из интернета с ресурса «Яндекс-Картинки».
С «копейкой» у меня связаны не самые лучшие воспоминания... Меня в ней ограбили! Трое бандитов затянули ремень безопасности так, что я не мог даже пошевелиться, и, угрожая ножом и пистолетом, отобрали все деньги! Я тогда подрабатывал извозом...
Запомнилась следующая машина... Бежевая «одиннадцатая», ВАЗ 21011, которая после перекраски в «гаражном автосервисе» приобрела нежно-фисташковый цвет, вызывая массу вопросов у «гаишников».
В те далёкие времена все было по-другому... Запчасти приходилось «доставать». А это было ох как непросто! «Резина» была трёх видов: «лысая», «наварная» (восстановленная) и новая... На передней оси моей «одиннадцатой» были совершенно «лысые» покрышки! А на задней - «наварные»... Ездить зимой было решительно невозможно! Я задумался о приобретении новой резины. На слуху были «жигулевские» колеса, знаменитые шины EX-85, позже – БЛ-85. За шинами надо было записываться в автомагазине... И ждать годами! Мне посчастливилось приобрести по случаю «москвичевскую» резину МИ-16 размерностью 165/80 R13. Как сейчас помню... Комплект из четырёх шин мне предложил сосед по 82 рубля за штуку. При цене в магазине 65 рублей. Сосед «наварил» всего 20%! Вполне по-божески!
При практически полном отсутствии автосервиса, машины мы ремонтировали сами... Вооружившись потрепанными книжками типа Я.М. Вайсман, В.И. Горенков «Автомобиль «Жигули», «Атласом автозапчастей...» и зачитанными номерами журнала «За рулем» с неизменной рубрикой «Своими силами».
Мне повезло... В нашей семье был кирпичный гаражный бокс с «ямой». Поэтому мне не приходилось мучиться под уличными эстакадами!
Я обзавёлся хорошим набором универсального инструмента и специальными приспособлениями. Как покупными, так и собственного изготовления. Скажу без ложной скромности... В своих «Жигулях» я своими руками в одиночку отремонтировал все, кроме цилиндро-поршневой группы, коробки передач и заднего моста! За что пользовался заслуженным уважением среди соседей по гаражу, с которыми нас связывала дружба и взаимопомощь...
Никогда не забуду, как поздним зимним вечером ко мне в бокс заглянул трясущийся от страха сосед: «Я поцарапал свой «каблучок»! Повреждение заделал... А как красить? Если завтра хозяин увидит следы ремонта, он меня убьёт!»... На улице – минус 20... Меня осенило! Мы накрыли отремонтированный бок машины плотной тканью... И забрались вдвоём под неё. Вооружившись краскопультом и... Обогревателем «Ветерок»! Через 10 минут под тканью стояла такая жара, что нам пришлось раздеться до пояса! Краска стекала по вертикальной поверхности, как вода... К утру «каблучок» был, как новенький!
Второй этап: новые отечественные автомобили...
Во второй половине 90-х годов прошлого века появились автосалоны... И при них зародился фирменный автосервис.
После увольнения из академического института, я работал в коммерческой фирме. Удачно продав свою верную «одиннадцатую», я приобрёл новенькую «шестерку» с «одиннадцатым» двигателем... Т.е., ВАЗ-21063 с двигателем 1300 куб.см. Модного в то время цвета «сафари».
Обслуживал машину я сам... Поменять масло, фильтры, тормозные колодки проблемы для меня не представляло!
Потом была синяя «Ока» ВАЗ 11113 с двухцилиндровым двигателем объемом 0,75 л... На фотографии ниже представлена мой «Окушок», снаряжаемый для поездки веселой компанией на рыбалку!
Я возил на ней четырехлетнюю дочку Машу в детский сад… Прошло лет пять… И как-то ребенок спросил маму: «Помнишь, у нас был большой синий джип? Меня Сережа на нем в детский садик возил?» Мы не сразу догадались, что в памяти маленького человечка наша маленькая «Ока» закрепилась как огромный автомобиль!
О качестве московского автопрома конца 90-х годов можно судить по яркой истории с приобретением следующего автомобиля, АЗЛК-2141 «Святогор» с «шестерочным» двигателем. Вот он на фотографии внизу… Отдыхает возле нашего домика в кемпинге после суточного «броска» из Москвы в Геленджик!
Новенький «Москвич» сразу после выезда из ворот автосалона загорелся! Я выскочил из машины... Жена, которая ехала сзади на «Оке», была в ужасе! Я подбежал к багажнику «Оки»... Достал огнетушитель... Сердце тоскливо защемило, когда надо было бежать к охваченному огнём капоту «Москвича». Оказалось, ерунда! Загорелся «плюсовой» провод после контакта с раскаленным выпускным коллектором! Раззявы-сборщики на заводе не удосужились закрепить его! Я перемотал провод изолентой, кое-как закрепил его проволокой... И мы поехали дальше! На «Святогоре» мы неоднократно ездили всем семейством на отдых в Геленджик… Изнывая от жары в автомобиле без кондиционера!
Третий этап: подержанные иностранные автомобили...
Все выходные на даче я проводил с открытым капотом «Москвича». Жена освоила терминологию... Слова и выражения «бендикс», «трамблер», «головка блока цилиндров» были для неё не пустыми словами. «Игрушку себе нашёл!.. – ворчал тесть... – Нет, чтобы летним водопроводом заняться!»
Почти все мои друзья «пересели» на «иномарки»... И уверяли, что забыли про проблемы и ремонты!
И мы решились! Поводом стала авария на «Москвиче». Я быстро отремонтировал его... Продал! И летом 2002 года произошло историческое событие! Мы с женой пошли на авторынок «Гарант» в Люберцах... И, как мешок картошки, купили практически на последние деньги первую в моей жизни иномарку! Volkswagen Passat B3 Variant CL 1991 года выпуска... Необыкновенного перламутрово-чёрного цвета.
Автомобиль изменил мое мировоззрение!
«А вдруг автомобиль сломается в дороге?.. Что тогда делать?.. – терзали меня чёрные мысли... – А если это произойдёт «на дальняке»?»
Но очень быстро и незаметно я перестал думать о возможных поломках! Красавец-автомобиль внушал уверенность своей немецкой надежностью!.. А ещё... Ощущением, что создатели автомобиля Volkswagen работали для потребителя!
Потрясала продуманность конструкции для осмотра и ремонта. Добротные материалы. Совершенство формы кузова, узлов, агрегатов и отдельных деталей. Трогали до слез разъемчики, защищённые от влаги. Восхищало удобство и продуманность салона. Огромные расстояния между креслами... Гигантский багажный отсек... И фантастические возможности трансформации салона. «Атмосферный» двигатель объемом всего 1,6 л потрясал своей динамикой и экономичностью. Это было так ново после долгого знакомства с «поделками» родного «автопрома»!
На этом «чуде техники» я проездил почти 3 года. «Намотал» более 80000 км. Испытал все прелести удобного просторного автомобиля для «дальняка» во время поездки на родину, в Уфу. И перевёз в этом «вагоне» все вещи из квартиры на дачу на время ремонта.
Все было прекрасно… Но в декабре 2002 года, под самый Новый Год, случилась авария! На заснеженной трассе, уходя от встречной колонны снегоуборочных машин, я «зацепил» правыми колёсами обочину... Инстинктивно вывернул руль влево... Автомобиль вынесло на встречную полосу... Развернуло... И мой красавец-Passat ударился правой передней частью о заднее колесо снегоуборочного КАМАЗа! Мне невероятно повезло, что на встречной полосе не было машин! Потек радиатор... Машина потеряла ход... Мы с Еленой остались вдвоем дожидаться «гаишников» на двадцатиградусном морозе.
Ремонтировать автомобиль пришлось у друга Сережи в «гаражном автосервисе». Где я впервые узнал о существовании китайских запчастей... И как можно «сварить» из двух машин одну.
Сережа и его друзья-коллеги «вытянули морду» машине, поменяли радиатор, установили «бэушные» правое переднее крыло и бампер с «разборки». А вот переднюю накладку пришлось поставить китайскую. И вместо «родных» фар «Hella» – китайские же «Depo». Автомобиль сразу утратил лоск и безупречные немецкие зазоры. А я с ужасом осознал, как легкомысленно я поступил, купив свой Passat на рынке!
Через 3 года после моего неоднозначного в то время решения бросить «коммерцию» и вернуться в науку, я успешно защитил кандидатскую диссертацию и получил прибавку в зарплате. Между тем, автомобилю исполнилось 15 лет... Пришла пора задуматься о его замене! Я начал приглядываться к минивэнам... И вскоре, удачно продав свой Passat, я заказал своему приятелю из Германии Стасу Volkswagen Sharan. Он нашёл весьма свежий четырехлетний автомобиль в исполнении «Family» с «атмосферным» бензиновым двигателем объёмом 2,0 л… Чудесного темно-синего цвета... И с чудовищным, по моим меркам пробегом: более 130000 км! Но Стас меня успокоил: «Машина работала на фирме. Там всегда большие пробеги. Я ее проверил. Все отлично!» К моему сожалению и большому удивлению, сохранилось так мало фотографий моего «красавца»! Привожу самое удачное фото!
На «Шаранчике» я проездил 3 года. Ездил на «дальняк» в Уфу и Новороссийск. Намучился с «фирменными» «шарановскими» «болезнями»: коварством двухходового насоса кондиционера и слабой трапецией переднего стеклоочистителя! Жаль, что дети выросли, а внуки ещё не «подоспели»… В исполнении Family Volkswagen Sharan имел два интегрированных в задние сиденья детские кресла!
Когда я готовил автомобиль к продаже, выяснилось, что у него не работала лебедка запасного колеса! И, в случае прокола шины на дороге, я имел бы массу проблем!
Четвертый этап: новые иностранные автомобили...
В 2008 году, поднявшись вверх по карьерной лестнице, я задумался о покупке нового автомобиля. Конечно, иностранного производства… И, конечно же, с кузовом «универсал» или «минивэн»!
Сначала мы с женой «запали» на Ford Focus с кузовом «универсал» немецкой сборки. Он предлагался в очень богатой комплектации в исполнении «Ghia» восхитительного чёрного цвета! Но менеджер продаж автосалона Major Люба отговорила меня: «Он же маленький! Надо брать минивэн!».
Круг бюджетных минивэнов был не велик, но и не мал! Флагман Opel Zafira... Mitsubishi Grandis... Семейство микроавтобусов Hyundai и KIA...
Мой выбор пал на автомобиль Mazda 5 с бензиновым двигателем 1,6 л и «ручной» коробкой передач. Люба одобрила мой выбор... Провела сделку... И надолго исчезла из моей жизни.
Ниже представлена фотография моей «маздочки»… К сожалению, представленная ниже – из подборки для ее продажи.
Я проездил на «Мазде» более двух лет без единой поломки, без аварий и без происшествий. И убедился, что выражение «японское качество» – не пустые слова! Машина полностью устраивала меня! Но единственный ее недостаток – низкий дорожный просвет, – тем не менее стал решающим для замены автомобиля. Все началось с того, что в начале 2010 года я серьезно застрял на «Мазде» на огромной заснеженной стоянке. Пока я «откапывал» каждое колесо машины, рискуя задеть лопатой низкопосаженный кузов, краем глаза я увидел, как к глубоко сидящему в снегу внедорожнику подошёл мужчина... Сел в него... Включились фары... И через минуту автомобиль рыкнул и легко выехал с парковки.
А тут ещё случилось историческое событие. Мы с женой переехали жить в подмосковный дом. Я вспоминал, как раньше, приезжая на дачу, нам приходилось по часу раскапывать дорогу к воротам. Теперь, когда каждый день предстояло ездить на работу, такое положение дел нас перестало устраивать. И мы задумались о покупке внедорожника.
Наш выбор пал на Land Rover Freelander 2... С помощью менеджера по продажам автосалона Major нам удалось подобрать удачную комплектацию. В минимальном «пакете» S… Но с кожаным салоном. С дизельным двигателем объемом 2,2 л... И с автоматической коробкой передач.
«Фрил», которого я вначале называл «Чудовищем», стал моим первым автомобилем с «автоматом»! Но до сих пор я не могу решить, почему люди выбирают автоматическую трансмиссию! Вот характерный диалог с хорошей знакомой, которая попросила моего совета перед покупкой нового автомобиля…
- С какой коробкой брать: с «механикой» или «автоматом»?
- Конечно, с «автоматом»!
- Почему?
- Не знаю!
Все досужие разговоры о том, насколько удобнее «автомат» в пробках, по-моему, ерунда! Неужели лучше невыносимым усилием правой ноги сдерживать огромный автомобиль? А если зазевался? Не заметил, как ослабло усилие ноги? И вот ты уже въехал в корму впереди стоящего автомобиля! А как приятно на отдыхе взять лёгонький автомобиль с «ручкой»… И с наслаждением «прохватить» на нем по горному серпантину!
И тем не менее все мои последующие автомобили были и будут с автоматом! Парадокс! Но одно я знаю точно: автомобиль с «автоматом» легче продать!
В автосалоне я опять случайно встретил Любу. «Правильно, что берете внедорожник! – одобрила она мой выбор… – Не люблю я все эти седаны! Садишься в них, как в таз!»
С моим «Фрилом» связан забавный случай! Мы с женой уже жили на даче… Но глобальный ремонт дома и благоустройство участка были еще впереди! Мой внедорожник ночевал под открытым небом... А скрипучие распашные ворота приходилось открывать вручную! Как-то поздно вечером, приехав с работы, я загнал машину на участок и вышел за ворота, чтобы закрыть тяжелые створки… Вдруг вижу, как мой красавец-«Фрил», урча дизелем и ярко сияя фарами, выкатывается из ворот и неторопливо направляется поперёк улицы прямехонько в соседский забор! Видимо, я забыл переключить селектор АКПП в положение «Parking»! Гидротрансформатор набрал нужное давление масла для старта… И автомобиль начал движение, преодолев небольшой уклон при выезде с неровной грунтовой поверхности стоянки! Я кинулся к ближайшей передней пассажирской двери… Закрыта! Блокировка дверей срабатывала почти сразу после начала движения машины… А при выходе водителя разблокировалась только одна дверь! Пока я, пыхтя от досады, обегал внедорожник сзади, «Фрил» успел въехать в забор! К счастью, скорость была небольшая… И мы с моим «железным конем» отделались испугом, чуть погнутым номерным знаком и парой точечных вмятинок на бампере!
Мой «Фрил» был всем хорош! Я отъездил на нем 3 «гарантийных» года… И без раздумий решил с ним расстаться! Почему? Замучили цены на ТО! К концу гарантийного срока они достигли каких-то фантастических размеров, легко перевалив «психологический порог» в 100 000 рублей! А «добило» меня посещение моего проверенного «автосервиса».
- Вы сможете обслуживать мой «Фрил» после гарантии?
- Нет! Что ты! Придется тебе ездить на «дилер»! У них там все «прошито»…
- А «Фольксваген»?
- Приезжай на любом! Хоть «Туареге»! Все сможем сделать!
Я не случайно вспомнил про Volkswagen! Я уже присмотрел Tiguan... Полностью «нафаршированный» внедорожник оптимального размера с кожаным салоном, дизельным двигателем 2,0 л и, конечно же, с «автоматом» в 2013 году обошелся мне во вполне разумные деньги: чуть более 1 200 000 рублей!
Я вернулся в семью Volkswagen! И, надеюсь, навсегда!
Я отъездил на Tiguan’е 4 года! Два года по гарантии… И еще два после… Кстати, после окончания гарантийного срока я так и не «доехал» до «своего автосервиса»! Компания Volkswagen в лице моего дилера «Автоцентр Сити Каширка» предложил мне невероятно выгодные условия для постгарантийного обслуживания автомобиля! Я исколесил на любимом внедорожнике без малого 100000 км! Предпринял на нем два автопутешествия… В Новороссийск-Сочи… И в далекую Болгарию.
А сегодня я являюсь счастливым обладателем лучшего в мире автомобиля… Это Volkswagen Multivan!
К нему я шёл сквозь годы... Меняя машины... И накапливая представления об идеальном автомобиле.
Этому «чуду-техники-на-колесах» я посвящу отдельную заметку… Моя цель – изменить отношение к этому автомобилю!
- Для чего ты купил «автобус»? У тебя, наверное, большая семья?.. – часто спрашивают меня…
- Нет! – отвечаю я… – Это – не автобус! Это автомобиль для тех, кто любит себя, свободу и жизнь!