1941 год, наши войска оставляют город Верхневолжск. Спешно грузятся на машины документы и ценные вещи. Горожане уезжают, чтобы не оказаться под властью врага. А молодая красивая женщина Вера Трешникова остается, хотя для нее есть место в машине. Почему?
Она - врач. В госпитале, расположенном в подвале разбомбленной больницы, - десятки больных и раненых, в основном лежачих. Как же их бросить? Ведь должен кто-то и при немцах лечить больных. Вот так хирург Вера, фельдшер Иван Аристархович и санитарка Феня берут на себя ответственность за своих подопечных. Им придется не только лечить их, но и выдумывать новые биографии, добывать одежду и еду.
И в эти тяжелые месяцы люди очень четко покажут, что они из себя представляют. Почему Иван Аристархович, выходец из богатейшей купеческой семьи, лишившийся всего имущества после революции, наотрез отказался сотрудничать с врагом? Почему Винокуров, при советской власти "сидевший в президиуме", стал при немцах бургомистром? Каждый поступает так, как велит совесть.
Именно в эпоху испытаний человек показывает, что он из себя представляет. Кто-о спасает раненых, кто-то распространяет листовки, кто-то выступает в немецком кабаре, а кто-то это кабаре взрывает.
Фильм поставлен по повести Бориса Полевого. Экранизация достаточно точная, разве что убрали информацию о том, что муж Веры был репрессирован, в фильме вскользь говорят, что он погиб на финской. Да еще судьба взбалмошной и незадачливой актрисы Киры Ланской в фильме складывается все же более удачно. Что интересно, книга Полевого основана на реальных событиях и рассказывает о докторе Л. П. Тихомировой.
Фильм хорош. Одно то, что в советском фильме, вышедшем в 1967 году немцы говорят на немецком, дорогого стоит. Не было у нас такой практики, до 1980-х годов все герои, невзирая на национальность, в советских фильмах шпарили на великом и могучем, что в "Варианте "Омега", что в "Долгой дороге в дюнах". Исключений было мало. А тут... Я долго пыталась понять, откуда взялся сей феномен. Наконец посмотрела фильмографию режиссера Д. Вятич-Бережных. Он был вторым режиссером на фильме "Нормандия-Неман". Его режиссер, француз, Ж. Древиль заставил всех персонажей этой ленты говорить так, как положено. В результате в фильме звучит французская, русская и немецкая речь. Как я понимаю, Д. Вятич-Бережных следовал этому примеру.
Очень хороши актерские работы. И неудивительно, здесь снимались такие зубры советского кино, как Г. Жженов, Н. Крючков, Н. Мышкова. В главной роли - Ирина Тарковская, первая жена знаменитого режиссера. Она известна не только ролями в фильмах мужа (мать в "Ивановом детстве" и дурочка в "Андрее Рублеве"), но и своими режиссерскими работами, в частности фильмом "Сказка, рассказанная ночью".
Отлично поработали художники по костюмам и гримеры. Посмотрите, как меняется облик актрисы Киры Ланской на протяжение фильма, обратите внимание на белую косынку Веры, похожую на ту, что носили сестры милосердия в первую мировую.
Очень рекомендую и фильм, и книгу Бориса Полевого.