Škoda-Daimler/Бронеавтомобиль Шкода на шасси Даймлер
Страна; Богемия/Австро-Венгерская Империя
Производитель: Škodovy závody
Шасси: Austro-Daimler
Производство: 1
Год выпуска: 1907/1910-1912?
Вооружение: 2 пулемета Škoda M/02 (Salvator-Dormus)
Бронирование: 3 мм
В 1907 году крупнейший оружейный завод придунайской монархии Škodovy závody предложил военным оригинальное решение - бронированную подвижную пулеметную точку. Австрийские военные уже видели и даже испытывали отличный вариант - Austro-Daimler Panzerwagen, но его не приняли его на вооружение. Шкода в Пльзене предложила что то совершенно отличное от Даймлера, гораздо более простое и дешевое. Точной информации об этой машине нет, даже в книге по истории Заводов Шкоды в Пльзене до 1918 года есть только фотография этой машины и никакой информации в тексте. Чешские историки относят появление машины к 1907 году, другие источники отмечают, что это может быть 1910 или даже 1912 год. Шасси возможно было фирмы Австро-Даймлер. Бронирование по кругу из простых 3-мм листов броневой стали или просто стальных, так как это был только дизайн проект. В транспортном положении часть броневых листов откидывалось на капот. В боевом положении листы бронирования откидывались вниз, полностью закрывая шасси и машина превращалась в полностью защищенную неподвижную огневую точку. Хотя даже в 1907 году 3-мм броня имела скорее психологический эффект, чем реальный. Вооружение планировалось из двух пулеметов Шкода обр 1902 года, развития конструкции Сальватор-Дормус, установленных в кузове. Для стрельбы могли использоваться 8 амбразур, спереди, сзади и по две на борт. Планировалось применение машины как подвижного стального бронеколпака, который должен был быстро перебрасываться на угрожаемое направление и обеспечивать его прикрытие до подхода пехоты. Но если уж австро-венгры не приняли на вооружение гораздо более современный броневик с пулеметной башней, у этого творения Шкоды шансов на серийное производство вообще не было.
В любом случае это первый чешский... точнее богемский бронированный транспорт, тогда еще части Австро-Венгерской империи. Но как и все остальные австро-венгерские эксперименты с броней неудачный.
Источники:
RC-forum.ru @Slava
Janáček, František, Nejvétši zbrojovka monarchie. Škodovka v dějinách ve Škodovce 1859–1918 (Prague, 1990)
Lukas Visingr. Zapomenuti obrnenci "nasi" monarchie. I Svetova. Special. Bojovali v c.a k. armade. 1915, EXTRA Publishing