Лет 15 назад журнал "За рулём" опубликовал статью о "народных автомобилях". В качестве таковых выбрали форд-т, трабант, ситроен 2CV, фольксваген-жук и - правильно - жигули ВАЗ 2101. В СССР он стал действительно народным автомобилем и символом массовой автомобилизации. А как же легендарная 21-я волга? При всех её достоинствах это была машина не для всех. Да и выпуск её был весьма ограничен.
Москвич? Для своего времени хорошая машина, но большая их часть шла на экспорт. Впрочем жигули тоже не миновала экспортная судьба. На западе их продавали по демпинговой цене, равной стоимости автомобилей класса нашего запорожца. Тем не менее 600-700 тысяч автомобилей в год - это не 150-200, как у азлк и не 40-50, как у волги.
Жигули покорили советских покупателей массовостью, комфортом, ремонтопригодностью и достаточно высокой надежностью.
50 лет назад в СССР появился автомобиль, под которым не надо было лежать через каждые 5 тысяч, шприцуя резьбовые втулки. Не нужно было морозной зимой сливать воду и бегать с вёдрами кипятка, чтобы завести двигатель. В жигулях было тепло, салон был достаточно просторным (по крайней мере больше, чем в москвиче). да и максимальная скорость в 140 км/ч тогда казалась очень высокой. Недаром ВАЗ 2101 и его модификации 21011 и 21013 выпускались целых 17 лет: с 1970 по 1988 год. За это время у фиата сменилось три поколения моделей: 124, 131 и Регата. Столь долгий срок объясняется отсутствием конкуренции и плановой экономикой. Престижная и модная машина постепенно теряла свой статус. В 90-е годы прошлого века за ней закрепилась ироничная кличка "копейка".
Особо следует упомянуть о ВАЗ 2106 или "шестёрке". Эта модель появилась в далёком 1976 году и выпускалась аж до 2006 года. Ещё недавно это был самый многочисленный автомобиль в стране. По сути это тот же ВАЗ 2101 с другой оптикой и более комфортабельным салоном. В своё время ВАЗ 2106 был очень престижным автомобилем.
Выше него стояла только недоступная номенклатурная Волга ГАЗ 24 и случайно попавшие в личное владение дипломатические мерседесы, вольво и огромные "американцы".
К сожалению когда жигулей было полно, я не удосужился сделать фотографии. Картинки пришлось выбирать в сети.