Многие из фотографов мечтают о съемке самолетов. Есть даже отдельное направление таких людей - споттинг. Вот только очень часто они имеют проблемы с правоохранительными органами. И зачастую из-за проблелов в знаниях законов. Давайте исправлять это дело.
Давайте представим себе ситуацию, что вы находитесь в аэропорту и хотите снять приземляющийся самолет. Что нужно знать? Основным документом для аэропортов являются федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам". Пункт 16, категория "Б" говорит нам: «в контролируемой зоне аэропорта не допускается использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры». Из чего делаем вывод: без специальной бумаги съемка в контролируемой зоне аэропорта запрещена. Если вас попросят убрать камеру, то лучше это сделать.
Если вы находитесь в "стерильной" зоне, той, что после досмотра, то эти правила не дают нам ясности по ведению съемки в ней. С одной стороны это можно трактовать их в пользу фотографа, с другой - в пользу сотрудника безопасности. Однако вы должны помнить, что пока идет выяснение, самолет вас ждать не будет. Поэтому на сотню раз взвешивайте решение о начале спора со службой безопасности.
Можно ли снимать в самолетах? Обычно техникой на борту можно пользоваться после набора необходимой высоты. Если вы не пассажир бизнес-класса, конечно, к ним более лояльное отношение. Как такового запрета на съемку нет, но бывают внутренние правила авиакомпаний, которые запрещают это делать. Доказывать бортпроводникам, что закон вам не запрещает этого делать, просто бесполезно. Не они эти правила выдумали, но за их несоблюдение могут быть наказаны. И помните, что если вы летите самолетом авиакомпании из другой страны, то лучше уточнять возможность съемки. Если в России об этом ничего не говорится, то законы Украины, Финляндии, Италии, Германии или Франции, могут запрещать такой вид съемки.