Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Легендарным представителем специальных машин, построенных на шасси автомобилей ГАЗ, являются автомобили технической помощи. Они применялись в армии, строительстве, сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых и других областях, где использовалась техника, требующая ремонта в полевых условиях. О некоторых из них можно прочитать ниже.
Первые «технички» строили на ГАЗ-АА, позднее на его модернизированном варианте ГАЗ-ММ. Они представляли деревянную надстройку на бортовом автомобиле, консоль которой располагалась над кабиной. Автомобиль в основном предназначался для перевозки инструмента и приспособлений, выполнялись ремонтные работы вне машины. Их называли походной мастерской ПМ-3 или летучкой.
Позднее конструированием спецмашин для ремонтных работ стал заниматься институт, который стал впоследствии организатором технологии ремонта сельского машинотракторного парка. Первая модель ремонтной мастерской носила индекс ГОСНИТИ-1. Название было аббревиатурой вышеназванного института.
Начали изготавливать первую летучку на шасси ГАЗ-63 в 54-м году сразу четыре ремонтных завода во Владимирской и Омской областях, а также в Алтайском крае и Карачаево-Черкесии. Фургон техпомощи был оснащён сверлильным станком, гидравлическим прессом, гидравлическим стендом регулировки форсунок, установкой для газовой резки, тисами, наждачным станком, диагностическим оборудованием и инструментом для обслуживания двигателя и других систем тракторов и автомобилей. В качестве прицепа автомобиль мог буксировать автономный сварочный аппарат.
Необходимость такой машины в сельском хозяйстве была весьма актуальна. В то время не было трейлеров, способных перевести неисправный трактор с поля в мастерские, а ремонт требовался в полевых условиях и срочно. Специалисты технической помощи совместно с трактористом могли выполнить все необходимые работы по диагностике неисправности и быстрому её устранению.
Техничка была оснащена ручной талью с цепным приводом, позволяющей в полевых условиях демонтировать двигатель или другие тяжёлые узлы трактора и отремонтировать их в поле или доставить, при необходимости, в ремонтное предприятие. Мне ещё дошкольнику приходилось наблюдать работу специалистов такой летучки в полях Ставропольского края, где мой отец работал механиком в совхозе. Двигатель трактора вышел из строя, и его необходимо было доставить в ремонтную мастерскую.
Пока взрослые занимались работой, мне удалось забраться в фургон летучки и обследовать её изнутри. Был я чуть выше верстаков, расставленных по периметру, но смог рассмотреть наличие тисов, сверлильного станка и большого количества открытых ящиков, в которых хранились инструменты. Мне очень понравился запах машинного масла внутри фургона, возможно тогда и зародилась любовь к техническим устройствам.
При помощи лебёдки летучки двигатель демонтировали и погрузили в подъехавший грузовик. Он привёз для трактора отремонтированный двигатель. Специалисты летучки вместе с трактористом занялись его установкой и наладкой, а я с отцом отправился домой верхом на его персональном транспортном средстве – коне, по кличке Орлик.
В процессе эксплуатации первая модель получила замечания, и через четыре года была переработана конструкторами. Второй вариант на шасси ГАЗ-51А имел новую конструкцию кузова (он стал ниже на 70 см) и подъёмного устройства, а так же мощный насос, позволяющий произвести мойку техники. Производство летучки было развёрнуто уже на шести заводах. К ранее упоминавшимся заводам, добавились заводы в Ставропольском крае (Будённовск) и Калужской области (Козельск).
Вторая встреча с техпомощью у меня произошла в семидесятые годы, когда я перед армией работал механиком в совхозе Калининской области. Правда это уже была техничка нового поколения, которая называлась агрегат и служила для выполнения работ по техническому обслуживанию в полевых условиях. Агрегат был изготовлен в Кирсанове на шасси ГАЗ-52 (возможно это был АТО серии 4822). При его помощи можно было заменить масло в двигателе и узлах сельскохозяйственной техники, выполнить необходимые регулировки и другие работы периодического технического обслуживания.
Техпомощь была незаменимой машиной в условиях сельского хозяйства и пользовалась заслуженным признанием среди механизаторов.
Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь, чтобы сделать канал лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.