Добрый день!
Сегодня я вам расскажу об одном из основных свойств автобензинов - октановом числе.
Товарный бензин - это не просто фракция нефти, которую получили путем отгонки сырой нефти при температурах от 40 до 180 градусов Цельсия. Этот прямогонный бензин никак нельзя заливать в двигатели, потому что он имеет низкое октановое число, не превышающее 65.
Октановое число автомобильных бензинов - это ключевой показатель, по которому оценивают качества топлива. Чем выше октановое число, тем меньше происходят детонации в двигателе, негативно влияющие на ресурс двигателя, полнее сгорает топливо.
Вы наверно замечали за старыми автомобилями, как из выхлопной трубы идет черный дым. Это явный признак неполного сгорания топлива в двигателе, тем самым происходит интенсивное загрязнение воздуха и экологии. Владельцы таких машин не заморачиваются с ремонтом. Не понимаю, почему в России до сих пор ездят коптящие Камазы,автобусы и другая техника.
Вернемся к октановому числу. Различают различные марки автомобильных бензинов -АИ-92, АИ-95, АИ-98, АИ-100, бывают и выше для применения в автоспорте.
Чтобы довести октановое число до нормативных значений по Техническому регламенту на топлива, на нефтеперерабатывающих заводах прямогонные бензины смешивают с другими высокооктановые фракциями углеводородов, такими как - бензины с установок каталитического риформинга и каталитического крекинга, алкилирования и других. Кроме них, добавляются различные присадки до 2 % массовых.
Всего существует порядка 20 различных химических составов, из которых путем смешивания в различных пропорциях производителями получаются сотни различных добавок. Однако все их по предназначению можно условно разделить на несколько групп:
- Антикоррозийные – минимизируют окисление топлива при хранении и количество нагара после его сгорания.
- Моющие – уменьшают количество существующих отложений во всех системах, контактирующих с топливом.
- Осушающие – выводят из системы воду, предотвращают застывание бензина и появление в системе льда в зимний период.
- Пусковые – также применяются зимой для улучшения запуска двигателя и снижении его износа.
- Катализаторы – увеличивают октановое число, снижают расход, повышают мощность.
- Универсальные – выполняют все названные функции.
Зачем нужны присадки?
Несмотря на малое количество – всего 2% от общего объема смеси, присадки несут достаточно важные функции:
- Увеличивают стойкость бензина к детонации – взрывному сгоранию, проявляющемуся через стук в двигателе, падение мощности и повышение количества дыма в выхлопе.
- Уменьшают перегрев двигателя.
- Способствуют испаряемости, что улучшает процесс создания горючей смеси при подаче воздуха.
- Снижают количество отложений в самом двигателе и в других системах, контактирующих с топливом.
- Уменьшают количество нагара в камере сгорания и выхлопной системе.
- Снижают количество бензола и серы в выхлопных газах.
Ранее применяли тетраэтилсвинец с высоким октановым числом, впоследствии из-за угрозы здоровью человека его применение в мире было запрещено.
На самом деле процесс переработки нефти очень интересен, многие бытовые товары произведены из нефти.
Как-нибудь напишу еще статейку.
оставляю ссылку на интересный тест бензинов