Наверное, многие в курсе про замечательный Закон о защите прав потребителей. Замечательный он, конечно, для потребителей. Продавцы и производители о нем совершенно другого мнения. Сказать, что они его недолюбливают, это еще мягко выразиться. В их понимании – лучше бы такого закона не было. Оно и понятно: всем нерадивым субъектам предпринимательской деятельности – он поперек горла стоит. Раскошеливаться приходится им часто и сверх меры по нему. В суде они, практически всегда следуют одной тактике, дескать «не виноватые мы, он сам [потребитель] к нам пришел» и «воду мутит», нажиться хочет. Суды выслушивают все это спокойно, и выносят решения в пользу потребителей. Редко, когда бывает наоборот.
И вроде все, кто в теме давно, про это в курсе. Но из раза в раз продолжают наступать на те же грабли. Нет, чтоб в случае промаха, добровольно исполнить требования потребителя и замять дело. Так нет – лезут в бутылку. На что надеются – непонятно. Скорее всего, на русский авось. Авось пронесет и не пойдет «злой потребитель» правды в суде искать. А пойдет – мы его там одной левой. У нас же юристы, у нас же мощь. А он – «кто такой? Давай, до свидания».
Показательный случай «бичевания» таких вот нерадивых, но очень уверенных в себе «сильных мира сего» произошел в Саратове.
Житель сего славного города на Волге (данные его здесь не буду приводить, внизу будет ссылка на судебный акт) купил в октябре 2015 года автомобиль "Volkswagen Jetta Trendline" за 840 000 рублей у официального дилера. Поездил на нем почти 2 года, пока в какой-то момент не случилась у него серьезная поломка. Другой бы на его месте загрустил, но здесь наш герой рассчитал иначе. Сразу обратился с претензией к заводу-изготовителю: вот ваш не исправный автомобиль, верните деньги. Завод встал в позу – «я ни я, и лошадь не моя». Пошел наш герой в суд. Дело, это, конечно, хлопотное и нескорое. Но куда деваться, если на кону стоит целый АВТО-МО-БИИИЛЬ!
В результате после нескольких судов и экспертиз, наш герой выиграл у завода. Суммы оказались более чем приличные. Помимо стоимости самой "Джетты" – 840 000 рублей, суды присудили ему штраф с производителя в размере 421 000 и по мелочи:
2000 за моральный вред;
3300 за эвакуацию неисправной машины и
790 рублей 03 копейки (не улыбайтесь, все до копейки) почтовых расходов.
Негодную машину ему было предписано вернуть заводу.
Тут и сказке конец…
Но на деле эпопея на этом не закончилась.
Спустя еще несколько месяцев, он снова обратился в суд все к тому же изготовителю и попросил взыскать еще неустойку за невыполнение его требований заводом, разницу в стоимости проданного с недостатками товара, штраф и судебные расходы.
Районный и областной суды дело рассмотрели и присудили ему:
322 560 рублей неустойки+8 400 за каждый день просрочки, пока решение суда не будет исполнено,
80 640 в счет штрафа;
10 000 судебных расходов;
2 754 рубля 80 копеек госпошлины.
Точку в деле поставил Верховный суд, который указал, что судам надлежит еще взыскать в пользу нашего героя разницу в стоимости товара. А это еще почти 270 000 рублей, как следует из расчетов. К тому моменту сама «Джетта» уже была снята с производства.
В общем, как вы уже сами поняли, герой наш не остался внакладе. Почти 2 000 000 (а может и больше) – неплохая такая компенсация за дефектный автомобиль, на котором он, к слову, успел еще и поездить. Считай, вместо одной «Джетты» он теперь может купить себе даже что-то подороже, еще и останется на приятное.
Ну а производителю – это наука, чтобы не заносился слишком высоко.
Определение ВС № 32-КГ19-29 можно прочитать по этой ссылке: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1840152