Добрый день! Сегодня поговорим о попытках электрификции в сельском хозяйстве.
Нужно заметить, что во времена царской России уровень электрификации в стране был крайне низким, в этом плане мы сильно уступали западным странам. А в сельском хозяйстве про это вообще ни чего не слышали.
Попытки электрифицировать сельское хозяйство стали предприниматься с приходом уже советской власти. В 1920 году на VIII Всероссийском съезде Советов рассмотрен и принят ленинский государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). По всей стране стали строиться электростанции, тянуться линии электропередач.
Ленин заразился идеей заменить электричество традиционное топливо, которого в общем-то не хватало. Лично Ленин присутствовал на испытаниях электрического плуга. Нельзя сказать, что это был успешный проект.
Электроплуг был не устойчив, при испытаниях его сносило то в одну, то в другую сторону.
Со статьей про испытания электрического плуга можете ознакомиться по ссылке:
Электроплуги, которые предшествовали первым электрическим тракторам.
Закономерно пришла идея использовать электрическую энергию в тракторах.
Для этого предполагалось протягивать линии электропередачи к полям, от которых через длинные кабели запитывался трактор.
О первых электротракторах в СССР ВИМЭ-2 и ВИМЭ-4 можете почитать в следующей статье:
Электрический трактор из СССР. Часть 1, довоенный период.
Когда началась война, все наработки были отодвинуты в долгий ящик. Но после окончания войны нужно было восстанавливать сельское хозяйство. Конструкторские бюро с новыми силами разрабатывали и испытывали новую технику, в том числе электрическую.
В 1952 году в Харькове начато производство трактора ХТЗ-12. За основу взяли трактор СХТЗ-НАТИ, к которому вместо двигателя внутреннего сгорания поставили электродвигатель мощностью 38 кВт. На краю поля ставили передвижную трансформаторную подстанцию, которая преобразовала электричество от высоковольтных ЛЭП к нужным параметрам. Подключение к ЛЭП осуществлялось с использованием токосъемной мачты. Длинна кабеля, соединяющего трактор с подстанцией составляла 750 метров. Он был намотан на барабан (катушку) и мог разматываться и заматываться в зависимости от расстояния до трактора. При необходимости использовался дополнительный кабель, чтобы увеличить покрытие поля без перемещения подстанции.
Если посмотреть на трактор ХТЗ-12, то в нем сложно узнать базовый СХТЗ-НАТИ. Из-за больших габаритов электроустановки конструкторам пришлось менять форму капота. Всего было выпущено всего-лишь 32 экземпляра.
Были сконструированы и другие электротракторы (ЭТ-5, ЭТ-8 и другие). Плюсы использования электрических двигателей очевидны, они выдают высокий крутящий момент с самых низких оборотов. Электротракторами в конце 40-х и начале 50-х было обработано около 100000 ГА земли. Но все они столкнулись с одними и теми же проблемами.
Как и в довоенный период, звеном преткновения для новых машин стал подвод электричества к полю. На наших обширных территориях очень сложно подвести ко всем полям высоковольтные линии, необходимые для питания трактора.
Кроме того большим ограничительным элементом был кабель между трактором и передвижной трансформаторной подстанцией. Кабель быстро изнашивался и ограничивал площадь, на которой мог работать трактор. После завершения одного участка работ необходимого было перегнать подстанцию и трактор на следующий участок. Сам ХТЗ-12 не мог этого сделать, так как при транспортировке трансформаторная подстанция отключалась от ЛЭП. Таким образом для обслуживания работы одного электротрактора обязательно требовался и обычный традиционный трактор на жидком топливе, а то и два, чтобы перегнать ХТЗ-12 и трансформаторную подстанцию.
К тому же, жидкое топливо со временем стало более доступным и необходимость в развитии электрических тракторов отпала.
Но идет время. Всё больше и больше головы умных людей занимают мысли об экологии и к теме электрификации тракторной техники возвращаются. На современных выставках сельскохозяйственной техники большое внимание привлекают тракторы на электротяге, которые кроме этого являются еще и беспилотными.
Беспилотный электрически трактор от Джон Дир мы рассматривали в одной из предыдущих статей.
В СССР так уже делали. Электрический John Deere, чтобы заменить ленивых людей
На испытаниях он был запитан через кабель, но конструкторы ищут альтернативу в виде аккумуляторных батарей.
Еще один вариант беспилотной электромашины на четырех гусеницах предлагают японцы из фирмы Kubota.
Еще один беспилотный трактор. К Kubota в отличии от Джон Дир не нужно тянуть кабель
Их вариант уже сейчас оснащен мощными аккумуляторными батареями.
Кроме того, японцы оснастили свой концепт солнечными батареями, немного продлевающих время автономной работы без подзарядки.
На этом всё! Ждем новостей о разработке новых электротракторов! До скорых встреч!!