Найти тему

Что стало с электрическими тракторами в СССР (ч.2)

Добрый день! Сегодня поговорим о попытках электрификции в сельском хозяйстве.

Нужно заметить, что во времена царской России уровень электрификации в стране был крайне низким, в этом плане мы сильно уступали западным странам. А в сельском хозяйстве про это вообще ни чего не слышали.

Попытки электрифицировать сельское хозяйство стали предприниматься с приходом уже советской власти. В 1920 году на VIII Всероссийском съезде Советов рассмотрен и принят ленинский государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). По всей стране стали строиться электростанции, тянуться линии электропередач.

Ленин заразился идеей заменить электричество традиционное топливо, которого в общем-то не хватало. Лично Ленин присутствовал на испытаниях электрического плуга. Нельзя сказать, что это был успешный проект.

Электроплуг был не устойчив, при испытаниях его сносило то в одну, то в другую сторону.

Со статьей про испытания электрического плуга можете ознакомиться по ссылке:
Электроплуги, которые предшествовали первым электрическим тракторам.

Закономерно пришла идея использовать электрическую энергию в тракторах.

-2

Для этого предполагалось протягивать линии электропередачи к полям, от которых через длинные кабели запитывался трактор.

О первых электротракторах в СССР ВИМЭ-2 и ВИМЭ-4 можете почитать в следующей статье:
Электрический трактор из СССР. Часть 1, довоенный период.

Когда началась война, все наработки были отодвинуты в долгий ящик. Но после окончания войны нужно было восстанавливать сельское хозяйство. Конструкторские бюро с новыми силами разрабатывали и испытывали новую технику, в том числе электрическую.

ХТЗ-12 на заводе. http://www.techstory.ru
ХТЗ-12 на заводе. http://www.techstory.ru

В 1952 году в Харькове начато производство трактора ХТЗ-12. За основу взяли трактор СХТЗ-НАТИ, к которому вместо двигателя внутреннего сгорания поставили электродвигатель мощностью 38 кВт. На краю поля ставили передвижную трансформаторную подстанцию, которая преобразовала электричество от высоковольтных ЛЭП к нужным параметрам. Подключение к ЛЭП осуществлялось с использованием токосъемной мачты. Длинна кабеля, соединяющего трактор с подстанцией составляла 750 метров. Он был намотан на барабан (катушку) и мог разматываться и заматываться в зависимости от расстояния до трактора. При необходимости использовался дополнительный кабель, чтобы увеличить покрытие поля без перемещения подстанции.

ХТЗ-12 на посевной. http://www.techstory.ru
ХТЗ-12 на посевной. http://www.techstory.ru

Если посмотреть на трактор ХТЗ-12, то в нем сложно узнать базовый СХТЗ-НАТИ. Из-за больших габаритов электроустановки конструкторам пришлось менять форму капота. Всего было выпущено всего-лишь 32 экземпляра.

Были сконструированы и другие электротракторы (ЭТ-5, ЭТ-8 и другие). Плюсы использования электрических двигателей очевидны, они выдают высокий крутящий момент с самых низких оборотов. Электротракторами в конце 40-х и начале 50-х было обработано около 100000 ГА земли. Но все они столкнулись с одними и теми же проблемами.

Как и в довоенный период, звеном преткновения для новых машин стал подвод электричества к полю. На наших обширных территориях очень сложно подвести ко всем полям высоковольтные линии, необходимые для питания трактора.

-5

Кроме того большим ограничительным элементом был кабель между трактором и передвижной трансформаторной подстанцией. Кабель быстро изнашивался и ограничивал площадь, на которой мог работать трактор. После завершения одного участка работ необходимого было перегнать подстанцию и трактор на следующий участок. Сам ХТЗ-12 не мог этого сделать, так как при транспортировке трансформаторная подстанция отключалась от ЛЭП. Таким образом для обслуживания работы одного электротрактора обязательно требовался и обычный традиционный трактор на жидком топливе, а то и два, чтобы перегнать ХТЗ-12 и трансформаторную подстанцию.

К тому же, жидкое топливо со временем стало более доступным и необходимость в развитии электрических тракторов отпала.

Но идет время. Всё больше и больше головы умных людей занимают мысли об экологии и к теме электрификации тракторной техники возвращаются. На современных выставках сельскохозяйственной техники большое внимание привлекают тракторы на электротяге, которые кроме этого являются еще и беспилотными.

Беспилотный электрически трактор от Джон Дир мы рассматривали в одной из предыдущих статей.

В СССР так уже делали. Электрический John Deere, чтобы заменить ленивых людей

На испытаниях он был запитан через кабель, но конструкторы ищут альтернативу в виде аккумуляторных батарей.

-6

Еще один вариант беспилотной электромашины на четырех гусеницах предлагают японцы из фирмы Kubota.

Еще один беспилотный трактор. К Kubota в отличии от Джон Дир не нужно тянуть кабель

Их вариант уже сейчас оснащен мощными аккумуляторными батареями.

-7

Кроме того, японцы оснастили свой концепт солнечными батареями, немного продлевающих время автономной работы без подзарядки.

На этом всё! Ждем новостей о разработке новых электротракторов! До скорых встреч!!