Найти тему
Men's theme (Мужская тема).

Сравниваю двигатели (1.6 л.) Lada и Renault. Точность изготовления.

Автомобили с двигателями 21129 и H4M(HR16) появились уже довольно давно (сейчас устанавливаются на Lada Vesta, X-ray, Granta, Largus, Logan, Sandero, Duster, Captur), уже появились первые серьезные пробеги, выплыли косяки и недоработки. Двигатели прямые конкуренты, в связи с этим разгорелись не шуточные споры, какой двигатель лучше. Одним из преимуществ двигателя H4M называют более точное изготовление комплектующих двигателя. Этот фактор на прямую влияет на последующую сборку двигателя и подгонку его составных частей. Попробуем разобраться, действительно ли это так, и на сколько это принципиально.

Одним из самых веских аргументов в пользу точности двигателя H4M, являются слова начальника производства сборки силовых агрегатов Константина Перевозчикова.

Этот двигатель отличается от остальных, тем что он легче.
Точность обработки блока цилиндров на столько хорошая, что мы не нуждаемся в подборе... селективном подборе поршней, по размерам, по геометрии.
Двигатель HR16/H4M
Двигатель HR16/H4M

Ссылка на видео.

Я считаю, словам этого человека вполне можно доверять, это не маркетолог, и даже не менеджер (какого либо ни было звена), это производственник и для него, как для производственника, это больная тема.

В чем заключается метод подбора? На первый взгляд все просто: берем блок цилиндров, меряем, выбираем поршень по размерам, устанавливаем, УСЁ! То что получается по факту: Берем блок цилиндров, меряем, все колодцы разные, начинаем подбирать цилиндры, нужного типоразмера для третьего колодца нет, в результате ставим ближайший (т.к. план, лень идти на склад и т.д.), собираем двигатель, испытываем, он не выдает требуемую мощность (гремит, вибрирует и т.д.), его заворачивают на доработку. Второй вариант, он все таки проходит испытания, его ставят на автомобиль, продают, и у владельца авто начинаются проблемы (яркий пример двигатель 1,8 л.(21179) до сих пор в продажу проскакивают такие движки). Далее двигатель разбирают, обрабатываю колодцы (если нужно), более тщательно подбирают поршни и другие детали (по необходимости) и опять собирают.

Конечно, все эти лишние телодвижения никому не нужны, ни АвтоВазу, ни уж тем более, начальнику сборки, ведь в первую очередь, за каждый бракованный движок, прилетает именно ему, а уже потом рабочим и производителю детали. Поэтому вполне логично, что Константину Перевозчикову нравится новый двигатель, часть гемороя проблем на производстве с которым отпадает.

О какой же точности изготовления идет речь? В чем проблема её выдержать и наслаждаться выросшим качеством и беспроблемностью? Начнем с нивовского двигателя 1,7 л., В сети нашлась очень красивая и наглядная табличка с допустимыми отклонениями размеров поршней на двигатель 21213, а т.к. двигатели одного производителя, то и точность изготовления на них будет сопоставима.

Поршни на двигатель 21213
Поршни на двигатель 21213

В таблице хорошо видны допуски на массу и наружные диаметры поршней. Допуск +0,01 мм, это значит, что поршни с диаметром 81,975 и 81,985 будут одинаково соответствовать диаметру класса А. как результат, и зазор между поршнем и цилиндром может колебаться на 0,01 и все будет соответствовать нормам.

Нужно отметить, что это очень хорошая точность изготовления, даже измерить такую деталь можно только микрометром. С измерение колодцев, все еще сложнее, внутренние поверхности колодцев значительно сложнее обрабатывать и измерять.

Поршни ваз 2112 и 21124.
Поршни ваз 2112 и 21124.

На других двигателях Ваз точность изготовления поршней сопоставима. Другие российские производители, также придерживаются аналогичной точности изготовления.

Выдержка из каталога производителя поршней "Мотордеталь" 2019-2020 г.
Выдержка из каталога производителя поршней "Мотордеталь" 2019-2020 г.

На остальных узлах точность ниже, но общая тенденция новых двигателей это все та же 0,01 мм.

Разброс размеров на узлах двигателя 21124.
Разброс размеров на узлах двигателя 21124.

Так же, в отечественных двигателях фигурирует еще одна цифра - 0,004 мм. - диаметр отверстия втулки под поршневой палец шатуна подразделяются на три класса через 0,004 мм, такой размер получить чертовски сложно, скорее всего он обеспечивается на втулке до сборки, на специализированном только для этой операции станке.

Если с Вазовскими двигателями все более менее понятно и доступно, то найти информацию на двигатели Рено гораздо сложнее, тут сказывается и массовость двигателей АвтоВаза и нежелание производителей указывать какие либо лишние данные, которые в основном будут интересны узким специалистам.

Тем не менее, вполне можно найти данные на чуть более старый реношный двигатель K4M, H4M является его точной копией, с поправкой на алюминиевый блок и чугунные гильзы.

Впускной и выпускной клапаны: Диаметр тарелки впускного клапана двигателя K4M — 32,5 мм, выпускного – 28 мм. Диаметр стержня обоих клапанов – 5,5 мм. Длина впускного клапана –109,32 мм, а выпускного – 107,64.
Шатун: Шатуны применяются стальные кованные. Длина, мм: 128,00. Диаметр отверстия верхней головки, мм: 19,945 — 19,958. Диаметр отверстия нижней головки, мм: 47,612 — 47,627.
Поршень: Поршни K4M имеют: Диаметр, мм.: 79,465 — 79,475. Компрессионная высота, мм.: 31,7. Вес, г.: 450.

Как видим, точность изготовления поршней для двигателей K4M и 21126 идентична - 0,01 мм. Осмелюсь предположить, что точность изготовления поршней их старших братьев H4M и 21129, тоже идентична (по крайней мере в чертежах).

Однако, наш начальник производства говорит именно о обработке блока цилиндров, а не о поршнях, именно здесь будет основной разбег в размерах. Достигаться необходимая точность колодцев двигателя H4M, может только за счет оборудования и инструмента. Не смотря на прочность гильзы, происходит значительная деформация внутренних размеров при запрессовке, что приводит к необходимости финишной обработки блока в сборе. На двигателях Ваз, расточка происходит из отливки, сначала грубо, а затем все более точным инструментом, вплоть до финишной обработки. Как раз финишная обработка и получается с большим разбегом на отечественных двигателях. Связано это скорее всего с устаревшим оборудованием на линии производства.

Как итог:

Двигатели H4M и 21129 вполне сопоставимы по точности обработки, при условии обработки на одном и том же оборудовании. По факту на двигателях Ваза разброс размеров значительно выше, что иногда приводит к неблагоприятному наложению полей допусков и образованию излишних зазоров или прижатию цилиндров к колодцам. Технически, все эти проблемы решаются, но приходится давать огромную поправку на наш менталитет и устаревшее оборудование.

Другие статьи на автомобильную тематику.

Какой двигатель (1.6 л.) Lada лучше? 21129 или H4MK?

Расслабьтесь, на Vesta и X-ray 1.8 л. масложор не победить.

5 занимательных фактов о Lada Granta.

5 занимательных фактов о Lada Vesta.

5 занимательных фактов о Lada X-ray

Авто
5,66 млн интересуются