«Praemonitus, praemunitus» или «Предупреждён – значит вооружён», гласит древнее крылатое выражение, и с ним сложно не согласиться. В частности, когда речь идёт о безопасности автомобиля, а именно о его защите от угона. Зная, какие именно марки авто нынче наиболее популярны у злоумышленников, а также какие местности страны или даже районы конкретного города являются потенциально опасными, владелец сможет более рационально подойти к выбору охранных средств, в чём мы ему с радостью поможем. Именно поэтому мы, вооружившись свежими сводками ГИБДД, решили подготовить для вас детальную статистику похищений легковых автотранспортных средств, имевших место в минувшем 2019 году на территории Российской Федерации. Рейтинг угонов был составлен по маркам и конкретным моделям автомобилей, а также исходя из географии совершения таких противоправных действий. Также вашему вниманию представлен прогноз на текущий 2020-й год.
Текущее положение вещей в общем и целом
Прежде всего, нельзя не отметить, что по сравнению с аналогичным прошлым периодом в 2019 году в России количество автомобильных краж снизилось на 6% – думается, это обусловлено отнюдь не ленью угонщиков, а скорее совершенствованием охранных систем и повышением уровня самосознания автовладельцев. Последние начинают понимать, что лучше один раз потратиться на качественную «противоугонку», нежели расстаться с машиной, пусть даже и не самой дорогой.
Как бы там ни было, ситуация не может не радовать, так почему бы нам не сделать её ещё более радужной, воспользовавшись официальной статистикой для прогнозирования вероятного развития событий в будущем?
Автомобили бюджетного сегмента
И начнём мы с бюджетного сегмента, который за минувший год заметно расширился. Итак, кроме традиционно пользующихся спросом у угонщиков «китайцев» ( Datsun, Geely, Lifan) и «японцев» в бюджетном сегменте наблюдается рост хищений некоторых моделей корейских, немецких и других производителей: Volkswagen Polo, Kia Rio, Skoda Rapid и Hyundai Creta. При этом, как видим, по последней модели рост «популярности» составил аж 142%!
Само собой разумеется, чаще всего объектами угона становятся автомобили, оборудованные только слабенькими штатными охранными системами без дополнительных устройств авторизации, криптозащиты и прочих современных инструментов защиты. Какими они бывают читайте в другом нашем материале: «Эволюция автомобильных систем доступа: от тумблера до биометрии. Их недостатки и уязвимости». Так вот – наиболее типичными способами угона автомобилей со штатными охранными системами являются: механическое сворачивание замков на двери, прописывание дополнительных ключей шифрования в памяти иммобилайзера и подмена электронных модулей. Все эти действия опытный угонщик выполняет очень быстро и без каких-либо трудностей.
Автомобили среднего ценового диапазона
В среднем сегменте рынка у угонщиков наблюдается рост заинтересованности в новых автомобилях Toyota Camry и Land Cruiser 150/200, Jeep, Skoda Octavia, Kia Sportage 4 и Hyundai Tucson, но абсолютными «рекордсменами» с внушительным отрывом стали модели Kia Soul и Kia Optima.
В данном случае наиболее существенными уязвимостями являются: лёгкий доступ к цифровым шинам, расположенным в доступных местах и особо не замаскированным, слабая криптозащита штатных охранных систем, а также «лазейки», имеющиеся в широко распространённых дополнительных Slave-системах, зачастую устанавливаемых в качестве подарка при покупке автомобиля. Последние без проблем деактивируются угонщиками вслед за основной охранной системой после её взлома с помощью код-граббера и прочих электронных устройств для угона. Как именно это происходит мы наглядно продемонстрировали в материале: "Угон с использованием уязвимостей SLAVE-режима: почему стоит прямо сейчас проверить настройки дополнительной охранной системы".
Премиальный сегмент
Наиболее лакомые автомобили премиального сегмента принадлежат бренду Land Rover, а если точнее, это модели Range Rover Sport и Evoque. Также немного увеличилось количество похищений Porsche Cayenne, которые угоняются с помощью универсальной отмычки-турбодекодера.
Кстати, практически все представители этого сегмента рынка дорогих автомобилей, оборудованных системами бесконтактного доступа, при наличии должного оборудования и сноровки могут быть угнаны за 10-15 секунд. Даже с бюджетными машинами обычно приходится повозиться чуть дольше, что вызывает закономерное недоразумение и претензии в адрес автопроизводителей, почему-то не спешащих устранить эту уязвимость. Что ж, приходится брать инициативу в свои руки и оборудовать свои автомобили дополнительными инструментами обеспечения безопасности!
Не обходят злоумышленники стороной и Luxury-сегмент, с удовольствием избавляя владельцев от их любимых Ferrari, Rolls-Royce и Bentley – количество краж здесь увеличилось аж на 300%!
Где угоняют чаще всего?
Вполне закономерно распределилось количество угонов по регионам России: первые места заняли Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область – на них приходится соответственно 24 и 22% автомобильных краж. Треть место занял Краснодарский край со скромными 5%.
Если же говорить о столичных округах, то к наиболее опасным относятся Юго-восточный и южные округа Москвы, что отчётливо видно на диаграмме:
Что ожидает автовладельцев в ближайшем будущем?
С учётом изложенных выше тенденций, а также принимая во внимание текущие особенности первичного рынка легковых автомобилей, на котором в 2019-м наблюдался небольшой спад, можно сделать вывод, что в текущем году он сохранится – об этом свидетельствует ряд очевидных экономических показателей. Следом вероятней всего наступит некоторый спад активности и на вторичном рынке. Соответственно, можно прогнозировать и дальнейшее уменьшение количества угонов в целом, а также смещение приоритетов угонщиков из среднего сегмента в бюджетный и верхний. При этом доля рынка корейских и китайских автомобилей продолжит увеличиться, а соответственно увеличится и процент их угонов по отношению к другим брендам. То же самое с большой долей вероятности можно сказать и о премиальных автомобилях.
Заключение
Что ж, подытоживая всё вышесказанное, каждый владелец может сделать соответствующие выводы, суть которых заключается примерно в следующем: хотя количество угнанных автомобилей за прошлый год немного снизилось по сравнению с предыдущим, расслабляться определённо не стоит. Если ваш автомобиль попадает в зону риска, и при этом вы до сих пор полагаетесь только на штатную охранную систему, советуем как можно быстрее установить дополнительные инструменты обеспечения безопасности. А какие именно из современных решений будут наиболее актуальны и эффективны в конкретном случае вам без проблем подскажет профессионал отделения Угона.нет в вашем городе!
Угоны-2019 по конкретным моделям