Ну не любят джиперы старой закалки все эти новомодные "прибамбасы" вроде ESP, ABS и электронных имитаций блокировок. Им подавай неразрезные мосты, блокировки обоих дифференциалов и клиренс в 28 сантиметров — вот это я понимаю, вещь будет!
Сам я к заядлым джиперам не отношусь, именно поэтому взял себе просто кроссовер. Тем не менее Террано — это один из немногих сегодняшних кроссоверов, который может хоть что-то на бездорожье. Система стабилизации ESP здесь тоже присутствует. Так отключать ее на бездорожье или нет?
Что вообще такое эта система стабилизации ESP?
С английского аббревиатура ESP переводится как "программа электронной стабилизации". На самом деле, очень нужная штука, особенно зимой.
В машине, оборудованной системой ESP, есть G-сенсор, состоящий из двух датчиков. Они следят за поведением автомобиля на дороге и "смотрят", нет ли заноса одной из осей: поэтому, собственно, датчика два. Если в систему ESP от датчиков поступает сигнал о том, что машина пошла в занос, электронный помощник сразу же начинает принимать меры по его устранению.
ESP понимает, какое колесо нужно притормозить, чтобы машина вышла из заноса. Также как правило при пробуксовке система уменьшает подачу топлива, чтобы вернуть колеса на путь истинный.
Намерения у системы благие, и в обычных условиях отрабатывает она, как правило, неплохо. Отдельное спасибо должны сказать системе ESP молодые водители, которые не совсем понимают, что нужно делать при заносе авто с тем или иным типом привода. А вот для бездорожья ESP далеко не столь однозначна, как при дорожной эксплуатации...
Допустим, еду я на своем Террано по глубокому снегу или раскисшей глине летом. В этом случае ESP я заранее отключу. Такие места на бездорожье проходятся обычно с ходу, то есть машина набирает какую-то скорость и дальше просто за счет инерции проскакивает какой-то участок, активно буксуя при этом колесами.
Если не отключить систему ESP, то она "задушит" двигатель, и колеса крутится практически не будут. Инерции может не хватить, и машина просто встанет посередине глубокого снега или раскисшего болотца, отправляя водителя за трактором в ближайшую деревню.
Но есть и случаи, когда ESP может оказаться очень даже кстати даже на бездорожье. Допустим, произошло диагональное вывешивание — страшный сон любого джипера. Без ESP (и блокировки дифференциала) вывесившиеся колеса будут свободно вращаться, а два других спокойно стоять на земле.
ESP же притормозит вывешенные колеса, играя таким образом роль имитатора блокировки дифференциала, и часть момента уйдет на колеса, имеющие сцепление с поверхностью. В этом случае ESP на бездорожье скорее поможет, чем навредит, разумеется, если на машине нет блокировки дифференциала. Если блокировка есть, то и так все хорошо будет...
Так что включать или не включать ESP на бездорожье — это вопрос того, как именно реализована система в конкретном автомобиле. Лично я на своем Террано его отключаю, когда надо "ходом" пройти какие-то препятствия да и вообще побуксовать в грязи или снегу, ну, а уж если вывесился, то включаю систему обратно и надеюсь на ее помощь.