Найти в Дзене
ВВС Северного флота

Немецкий Ju 88 в составе ВВС Северного флота

13 февраля 1943 года при проведении испытательного полета потерпел катастрофу и разбился самолет Ю-88, находившийся в составе ВВС Северного флота в качестве трофея.

В катастрофе погиб экипаж: старший лейтенант Старцев Иван Данилович из 24-го МТАП ВВС СФ и старший техник-лейтенант Лебедев Михаил Васильевич из 15-ой АБ ВВС СФ.

Вот так описывается катастрофа в книге А. В. Преснякова "Над волнами Балтики." — М.: Воениздат, 1979 (дата 16 февраля в книге указана ошибочно)

Вечная память!

А теперь напишу немного о том, как же этот Юнкерс оказался у нас.

В "Хронике ВОВ Советского Союза на Северном театре" написано так:

29 сентября 1941 года. "Во время полетов отмечалась подача аварийных сигналов с самолетов о вынужденной посадке (один „Ю–88" в районе Титовка)"

1 октября 1941 года. "В 01.01 в бухте Климковка воздушной разведкой был обнаружен севший на вынужденную Ju-88."

-3

-4
Это же место в наши дни.
Это же место в наши дни.

В потерях Люфтваффе значится:

29.09.41 II./KG 30Ju 88 A-5 WNr. 5039 Not reportedF100Missing(F) Gefr. Heinz Wendt MIA (Bo) Gefr. Josef Marquardt MIA (Bf) Gefr. Jakob Merzenick MIA (Bs) Ogefr. Heinz Hartmann MIA

Что в вольном переводе на русский означает, что 29 сентября 1941 года в Баренцевом море пропал бомбардировщик Ju-88 A-5 (WNr. J88.005039, бортовой 4D + RN) из II./KG30 (F). Пилот ефрейтор Хайнц Вендт (Gefr. Heinz Wendt), штурман ефрейтор Йозеф Маркуардт (Gefr. Josef Marquardt), бортрадист ефрейтор Якоб Мерценик (Gefr. Jakob Merzenick) и бортстрелок обер-ефрейтор Хайнц Хартманн (Obgfr. Heinz Hartmann) пропали без вести.

Учитывая, что 1 октября тела в самолёте не были найдены, выходит, что экипаж ушёл пешком. В книге В.И. Платонова "Записки Адмирала" эта история описывается так:

"Один Ю-88 настолько увлекся фотографированием острова Кильдин, что попал под огонь зенитной батареи а получил повреждение. Опытному пилоту удалось посадить машину на песчаную косу у поселка Териберка, даже не поломав шасси. Узнав от зенитчиков о случившемся, мы послали к самолету катер МО с авиационными инженерами и техниками. Оказалось, что экипаж покидал в воду прицелы и кодовые переговорные таблицы, а сам скрылся в горах, оставив самолет невредимым. Наши специалисты разобрали его, погрузили на баржу, доставили в мастерские, снова собрали, опробовали и облетали.
<...>
А три немца, бросившие самолет у поселка Териберка, проплутав четверо суток по заснеженной тундре и выбившись из сил, явились на сигнально-наблюдательный пост ОВРа в Тюва-Губе и попросили разрешения у стоявших на вахте краснофлотцев сдаться в плен. Те с удовольствием уважили просьбу обмороженных и голодных завоевателей, поступив с ними по высшим законам гуманности.
Утопленные экипажем Ю-88 документы удалось отыскать и поднять с глубины, что впоследствии позволило нам слушать немецкие переговоры в воздухе. "

Так и остался этот Юнкерс у нас до трагического дня 13 февраля 1943 года...

На переднем плане - "Хемпден", на заднем "Юнкерс". Ваенга.
На переднем плане - "Хемпден", на заднем "Юнкерс". Ваенга.

Обсуждение этой темы, с уточнением дат и некоторых подробностей, было у меня на форуме "Летчикам - защитникам Советского Заполярья - посвящается!" в начале 2013 года. Еще несколько фотографий (в том числе и троицы из экипажа Юнкерса) можно посмотреть в этой записи в ВК у Константина Титаренко.

Если вам интересна тема воздушной войны в Заполярье, ставьте лайки, комментируйте, спрашивайте.