А вы знаете, что переднеприводные «Жигули», появились еще до того, как с конвейера АвтоВАЗа сошла первая «копейка»? И назывался этот автомобиль Чебурашка.
Мы можем сколько угодно говорить об отсталости нашего автопрома, но не стоит забывать, что с точки зрения инженерной идеи он вовсе не был аутсайдером. Проблема всегда заключалась в одном: от идеи до продукта у нас проходили десятилетия.
Итак, Чебурашка или ВАЗ-Э1101. Буква Э означала экспериментальный. О серийном производстве машины руководство тогда не думало, хотя техническое задание для Чебурашки было настоящим — с четкими сроками, расчетами стоимости проекта и стоимости производства. Но на тот момент у ВАЗа была одна задача: запустить производство лицензионного автомобиля.
И все же Чебурашку не обделяли вниманием. В машине все было оригинальным. Новый 900-кубовый мотор мощностью около 50 л.с. установили поперечно. Замечу, только спустя десятилетия аналогичная конструкция появилась на вазовской «восьмерке» Передняя подвеска — «Мак-Ферсон». Даже сиденья были оригинальные. От «копейки» взяли лишь некоторые детали отделки и панель приборов (новую создать попросту не успели). И вот в декабре 71-го первый по-настоящему тольяттинский автомобиль, родившийся без услуг иностранцев, съехал со стапеля...
Испытатели познавали на «Чебурашке» преимущество переднего привода. Освоив особенности управления, они с азартом обгоняли на поворотах гораздо более мощные «москвичи», «волги» и «жигули». Ну а теперь главный вопрос: почему мы не увидели Чебурашку? Увидели! Но в несколько ином обличье. «Нива», «Самара», «Таврия», «Ока» - этих автомобилей не появилось бы. Все они логическое развитие ВАЗ-Э1101.