Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Первые самосвалы ГАЗ.

Оглавление
Самосвал ГАЗ-410. Фотография использована в качестве иллюстрации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/yggaz.htm
Самосвал ГАЗ-410. Фотография использована в качестве иллюстрации с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/yggaz.htm

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Одними из первых специальных автомобилей на шасси Горьковского автозавода стали самосвалы. О довоенных самосвалах ГАЗа их достоинствах и недостатках написано ниже.

У ГАЗ-С1 была короткая рама, стальной кузов и рычажно-тяговая система управления разгрузкой. Адрес: http://www.ussrtoscale.com/----410--c-1-.html
У ГАЗ-С1 была короткая рама, стальной кузов и рычажно-тяговая система управления разгрузкой. Адрес: http://www.ussrtoscale.com/----410--c-1-.html

Как появились горьковские самосвалы?

Молодая Республика Советов активно строила дороги и промышленные объекты, для которых нужны были сыпучие материалы. Их перевозку с 30-го года осуществляли в СССР самосвалы на шасси Форд-АА, изготовленные американской компанией Peabody Galion. Для разгрузки американского самосвала надо было придать кузову начальный импульс в виде человеческого усилия. Дальнейшая разгрузка осуществлялась весом находящегося в кузове груза.

По образу американского самосвала подобные конструкции стали устанавливаться столичными ремонтными заводами на шасси ГАЗ-АА. В Горьком тоже обратили внимание на возрастающую потребность в самосвалах. Американский опрокидывающий механизм был значительно усовершенствован, что позволило разгружать кузов под действием веса груза без приложения человеческих усилий.

Производство самосвальной установки было поручено заводу, носящему имя Я.Д. Свердлова и расположенному в Дзержинске (близ Горького). Самосвалу присвоили индекс ГАЗ-С1. В те времена было модно называть машины именами вождей революции, поэтому буква «С» в индексе обозначала не самосвал, а Свердлов.

В серию автомобиль пошёл с 35-го года на трёх производствах. Самосвальную установку делали в Дзержинске, шасси – на ГАЗе, собирали в филиале ГАЗа, производящем автобусы. Объём кузова составлял 1,1 кубометра, грузоподъёмность не превышала 1,2 тонны. Позднее был создан гидравлический подъёмник, который предполагалось ставить на усовершенствованное шасси ГАЗ-ММ. Однако в серию он не пошёл.

В 40-м году всё производство самосвалов было сосредоточено на Горьковском автозаводе. Самосвальную установку монтировали на шасси ГАЗ-ММ. Автомобиль получил газовский индекс ГАЗ-410 и запасное колесо, устанавливающееся на правом или левом переднем крыле. В военные годы автомобиль выпускался в упрощённом варианте, как и все автомобили Советского союза.

Технические характеристики ГАЗ-410. Адрес: https://modelist-konstruktor.com/avtosalon/gaz-aa-gaz-mm
Технические характеристики ГАЗ-410. Адрес: https://modelist-konstruktor.com/avtosalon/gaz-aa-gaz-mm

Конструктивные особенности газовского самосвала.

  • Раму серийного ГАЗ-АА уменьшили на 59 см для обеспечения оптимальной нагрузки на заднюю ось и обеспечения разгрузки самосвала.
  • Самосвальная установка имела свою раму, крепившуюся стремянками к лонжеронам шасси.
  • На самосвальной раме устанавливался механизм, состоящий из рычагов, роликов, направляющих и тяг, обеспечивающий опрокидывание гружёного кузова и возврат в исходное положение пустого.
  • Кузов сваривался из 3,5 миллиметрового стального листа с усилителями по днищу и периметру бортов. Без груза он фиксировался в транспортном положении запорным крюком, которым через систему рычагов и тяг мог управлять водитель. Управляющий рычаг располагался в кабине рядом с левой ногой водителя.
  • Задний борт запирался рычажно-тяговым механизмом, управляющий рычаг которого установили на левом борту кузова. Под действием груза открывался задний борт. Он мог откидываться вниз, оставаясь на петлях запорных рычагов или удерживаясь в горизонтальном положении цепями, что увеличивало длину днища.
Механизм опрокидывания кузова ГАЗ-410. Адрес: https://fishki.net/auto/59482-xvi-oldtajmer-galere
Механизм опрокидывания кузова ГАЗ-410. Адрес: https://fishki.net/auto/59482-xvi-oldtajmer-galere

Где применялся газовский самосвал?

Самосвал имел два существенных недостатка: из кузова весь груз не выходил, его приходилось «отгребать» лопатами; механизм опрокидывания не всегда срабатывал, ему приходилось «помогать». Такое обстоятельство требовало дополнительных трудозатрат, однако это было несравнимо с разгрузкой бортового автомобиля. Несмотря на наличие недостатков, газовский самосвал пользовался спросом в различных областях экономики.

Самосвал выпускался до 50-го года. В военные годы объём производства был снижен, но выпуск не прекращался, что говорило о его стратегической ценности. Всего изготовили свыше 13 тысяч автомобилей. Они получили широкое признание на стройках пятилеток, перевозя большие объёмы грузов на коротком плече, где не всегда целесообразно было применять ярославские самосвалы с гидравлическим подъёмником грузоподъёмностью 4 тонны и самоделки на базе ЗИС-5, перевозящих 3,5 тонны.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются