Часто люди боятся лететь, если узнают, что самолет "старый". Есть ли в этом опасность, и стоит ли опасаться "ушатанных" бортов?
Начать надо с того, что самолеты служат не по "годам", а по назначенному ресурсу. Каждый самолет имеет определенный ресурс, он установлен конструкторским бюро и производителем. Причем устанавливается ресурс с большим запасом, на основе научных исследований и испытаний. Он же вносится в сертификат типа, который выдает организация-регулятор (например, FAA в США или Росавиация у нас в России).
Существует проектный ресурс, назначенный ресурс, и границы продления.
Проектный - это ресурс, который закладывается производителем на основе расчётов, и показывает, сколько примерно может прослужить данная конструкция воздушного судна в теории.
Назначенный ресурс - назначается для всех экземпляров конкретной модификации ВС на конкретный момент времени. Ну а дальше, по результатам испытаний, анализа и опыта реальной эксплуатации, ресурс может быть увеличен. Есть определенные границы продления, и межремонтные ресурсы.
Проще говоря, назначается сколько самолет может отлетать в часах, сколько циклов "взлет/посадка" он может совершить, и сколько лет можно его эксплуатировать. Что из этих событий наступает раньше - неважно, но далее ресурс либо продлевается (чаще всего), либо самолет летать больше не может и подлежит хранению или утилизации.
Самолет не бывает старым - либо у него есть ресурс, либо нет. Если самолет качественно обслуживается и ресурс имеется - он может летать хоть 50 лет и даже больше. Благодаря развитию средств объективного контроля и диагностики, усталостные трещины, повреждения и поломки успешно обнаруживаются и вовремя ремонтируются.
В ряде стран закон ограничивает перевозку пассажиров на самолетах старше, скажем, 20 лет. Но это делается скорее для успокоения пассажиров, т.к. самолет при этом может быть более чем годен и безопасен. После этого его можно конвертировать в грузовой вариант и вполне безопасно летать еще лет 20-30 - что обычно и делается.
Но часто авиакомпании "списывают" самолет еще до наступления пределов по ресурсу - по причине экономии. У новых самолетов экономичнее двигатели, они комфортнее, и проще в плане обслуживания. С возрастом ремонт воздушного судна становится дороже - так как пунктов контроля и замены становится намного больше.
После того, как самолет отлетал свое - его либо разделывают на металл, либо он отправляется на хранение. В США есть огромные "кладбища" самолетов - иногда самолет постоит там год-два-пять, а потом еще летает долго и счастливо.
Однажды я стоял в очереди на посадку и невольно подслушал телефонный разговор: "этот Аэрофлот совсем офигел! Нас садят в какой-то древний советский самолет! Не знаю, "Ту" или "Ил", ему лет 40! Он даже покрашен наверное в 70-е!".
За окном нас ждал свеженький, двухлетний на тот момент, Airbus A320 VP-BNT по имени "Добролет", который носит ретро-ливрею, нанесенную по случаю 90-летия "Аэрофлота" :)
В мире есть очень много самолетов с большим остаточным ресурсом, которые просто стало невыгодно эксплуатировать. Но и разделывать на металл еще рано - кто знает, вдруг пригодятся?
В России - чаще утилизируют, т.к. металл стоит довольно дорого, а вот мест для хранения не так уж много, климат стоящие самолеты не щадит, и это дорогое удовольствие.
Для тех, кто всё же, обращает внимание на возраст самолета, вот список самых "молодых" парков авиалиний (средний возраст флота; авиакомпании, летающие в России и Европе):
- Norwegian Air: 2,8 лет
- FlyDubai 4,2 года
- Аэрофлот: 4,4 года
- Ethiopian: 5,7 лет
- China Eastern: 5,9 лет
- Qatar Airways: 6 лет
- Emirates: 6,2 года
- Vietnam Airlines: 6,3 лет
- Air China: 6,7 лет
- Turkish Airlines: 6,8 лет
А вы боитесь летать на самолетах, которым больше 10 лет?