Найти тему
Андрей Демкин

Нива Урбын 4х4

Строго говоря, Urban — всего лишь топ-версия с полным набором опций, большая часть которых доступна и для обычной Лады 4х4. Это и кондиционер, и электростеклоподъёмники, и литые диски... Особенными, сугубо «урбанскими» элементами являются уже упомянутые бамперы, дополнительная шумовиброизоляция и электрические зеркала с подогревом. А ещё мебель в салоне обтянута тканью с весёленькой оранжевой прострочкой.

Салон Нивы практически не изменился после первой серьёзной модернизации в начале 90-х. Из свежего — лишь накладка на центральном тоннеле с подстаканниками, клавиши обогрева сидений и элементы управления кондиционером.

Передние кресла с плотным наполнителем, приятной обивкой и неплохой фиксацией — от почившего в бозе семейства «Самара-2». Сзади — жёсткая скамейка без удобств, но с креплениями Isofix для установки детских кресел.

Пережив рыночную мумификацию, Нива превратилась в конвейерный янгтаймер, став привлекательной для молодой неформальной аудитории. Той, что пилит селфи, питается бургерами и посещает барбершопы. В цивилизованных странах для хипстоты изобретают такие ретроигрушки, как двухколёсные Triumph Thruxton и Ducati Scrambler или как Mini Cooper да Fiat 500. В России не пришлось ничего придумывать — Нива просто дождалась второй молодости.

-2

У эмали версии Urban особый оттенок: вместо «ярко-белого» (код 202) используется «белое облако» (код 240). Также топ-модель можно заказать в серебристом «металлике» Снежная Королева — для простой Нивы такой недоступен.

Вопрос — готова ли изнеженная в комфорте молодёжь к сюрпризам, которыми встречает Lada 4x4? Я на себе ощутил, что машина родом из прошлого века любит шутки с бородой. Например, если оставить Ниву с включёнными фарами, она ни звуком не обмолвится, а лампочки будут гореть, пока не высадят аккумулятор в ноль. А первую же ночь нашей совместной жизни Lada провела во дворе открытой — я запер водительскую сторону, но здесь нет центрального замка. Кстати, спорю, вы не захлопнете дверь с первой попытки. Нива не для слабаков!

-3

Приборная панель VDO — эталон информативности. Левых подрулевых переключателей два: для поворотников и дальнего света. Клаксоном заведуют кнопки на спицах руля — лупить по ступице смысла нет. Сервопривод зеркал и стеклоподъёмников — прерогатива версии Urban.

Но она не лишена человечности. Кузов расположен достаточно высоко, чтобы просто выходить из машины, перенося ногу с пола на землю. Главное — не обтереть штанами незащищённые от грязи пороги. И доступ на задний диван гуманен: переднее кресло при складывании спинки слегка подаётся вперёд, освобождая проход. Чтобы выбраться со второго ряда на улицу, не требуется акробатической гибкости.

-4

Наружные зеркала большие, но подрагивают на неровностях. Климатическая установка плохо справляется с влагой в салоне даже при помощи кондиционера — стёкла запотевают в дождь.

С дверью, ведущей в неглубокий багажник, следует быть осторожнее. Сперва тянешь с силой, дабы отделить её от проёма, а затем уворачиваешься от апперкота — газовые упоры стремительно выталкивают её на такую высоту, что под импровизированным навесом встаёт даже весьма рослый человек. Закрывать крышку лучше придерживая. В противном случае она захлопывается с грохотом, пугая обитателей салона и всех кошек в округе.

-5

Багажник открывается исключительно из салона: ручка расположена на боковой панели кузова за водителем. Скромный объём отсека легко нарастить, сложив диван.

Капот по-жигулёвски открывается вперёд и скрывает не только двигатель, но и запаску. Решение оригинальное, но не то чтобы сомнительное, а просто опасное. При фронтальном столкновении колесо услужливо передаёт энергию удара на тонкий моторный щит. Одних только врождённых проблем с  пассивной безопасностью достаточно, чтобы не рассматривать Ниву как машину на каждый день. А вот в качестве автомобиля для выходных старушка ещё очень даже ничего.

-6

На полноразмерную докатку натянута кировская шина К-156-1, а на литых дисках установлена Кама-232. Да и вылет у колёс разный: 58 мм у штамповки, 40 — у Ниагары производства фирмы K&K. Домкрат пристроен здесь же под капотом.

Заводится она левой рукой, как Жигули или Porsche, — само по себе событие. Передачи включаются чётко, хотя приличная длина рычага обязывает к размашистым движениям. Педаль сцепления нормальная: не легка и не тяжела. Кажется слегка аморфной, хотя и позволяет подобрать момент смыкания дисков безошибочно. С места Нива трогается с каким-то нездоровым энтузиазмом, словно стремясь вывернуться наизнанку, — и почти сразу требует вторую передачу.

-7

Пока альтернативы Ладе 4х4 нет, вертеть она хотела весь это современный автомобилизм на своём длинном рычаге.

Не пытайтесь двигаться внатяг: в знак протеста внедорожник дёргается, как припадочный, словно в баке заканчивается бензин (инструкция по эксплуатации предписывает «девяносто пятый»). Как говорил классик, не надо стесняться — держите газ! Отмерив стрелкой тахометра 3500 об/мин, Нива начинает дышать полной грудью — и, словно вспомнив былое, самозабвенно раскручивает коленвал до пяти тысяч.

-8

Большой дорожный просвет в сочетании с короткой базой и минимальными свесами побуждает передвигаться в таких местах, куда и пешком не сунешься.

Это, конечно, не динамика но, вне всякого сомнения, разгон. А сколько драмы в голосе! Рядная «четвёрка» истошно верещит; ей вторит трансмиссия, которая поёт, смеётся и рыдает аки гитара с треснувшею декой. Я почему-то вспомнил стихотворение, в котором хрюкотали зелюки. Определённо, это были именно они. Как мюмзики. В Нивè. Если не держать мотор в тонусе, Лада начинает страдать от одышки. По мере перехода на высшие ступени запал иссякает.

-9

Впервые Lada 4x4 получила АБС пять лет назад, а с 2016 года система вошла в список стандартного оборудования версии Urban. Наша машина сошла с конвейера в 2015-м и не оснащена АБС.

Руль вращается легко — с 2009 года на все без исключения версии Лады 4x4 ставится гидроусилитель. Исполнительность рулевого механизма вызывает неподдельное удивление: несмотря на высокий профиль шин, машина мягко, но живо устремляется вслед за поворотом грубоватой баранки. Управляемость вполне понятна: перебор со скоростью на дуге Нива конвертирует в соскальзывание передней осью наружу. Правда, скользит исподтишка: ни шины, ни руль не выдают потерю сцепления. Понимание, что передняя ось поплыла, приходит уже постфактум.

-10

В салоне уживаются олдскульные светильники на стойках и люстра от Приоры. «Негасимые» ходовые огни и поворотники с модернизированными уплотнителями — образца 2009 года.

Если ездить, как того требует мотор, крены будут значительными. Они носят ярко выраженный отрезвляющий эффект: ты словно начинаешь падать в сторону вместе с машиной и всем её содержимым. Надо сказать, Нива вообще довольно активно двигает телом: и в поворотах, и особенно при торможении. Если резко остановиться, она подобострастно кланяется соседям по потоку. Со временем к этой особенности привыкаешь и уже сохраняешь невозмутимый вид, когда в момент внезапной остановки Lada принимается играть на публику.

-11

«Четырежды четыре» дарит чувство превосходства над предками, которые не могли себе позволить просто пойти в магазин и купить недорогую машину с таким набором достоинств.

Посуху тормоза кажутся приличными: свободный ход педали невелик, а по мере превращения его в рабочий замедление растёт адекватно. Управляешь им интуитивно: не столько изменением усилия, сколько перемещением. Однако когда над Москвой разверзлись августовские хляби, я испытал сильнейшее разочарование. Замечательно, что на Urban стали ставить АБС по умолчанию, но на нашей машине системы нет, да и владельцам версий попроще не позавидуешь.

-12

Если грелки в креслах отрабатывают на 146%, поджаривая тело до хрустящей корочки, то кондиционер в жару откровенно филонит. На ходу свежее с открытыми окнами. Жаль, стёкла в дверях полностью не опускаются.

На скользком покрытии Нива тормозит не всеми четырьмя лапами сразу, а каждой по отдельности. Блокируется сперва левое переднее колесо, а затем остальные в произвольной последовательности. В штатных режимах это не мешает жить, однако при интенсивном замедлении по мокрому Лада резко ведёт мордой в сторону встречки. Ты корректируешь траекторию рулём, снижая давление на педаль, — машина подаётся в обратную сторону, выставляя левое бедро. Опасно!

-13

Наружные ручки теперь чёрные. Крышка бензобака не запирается, зато пробка — с рекламой топливной госкомпании. Омывайка для заднего стекла заливается через горловину в багажнике. Рукоятка открывания задней двери сохранила классический дизайн.

Нива начинается там, где дорога заканчивается. Большинство препятствий автомобиль преодолевает ходом, даже не спросив о понижающей передаче или блокировке межосевого дифференциала. Кажется, в случае с Ладой 4x4 на бездорожье результативнее слабоумие и отвага, нежели осторожность и точный расчёт. А ещё Нива полностью подтверждает идиому «больше скорость — меньше ям»: по ровной дороге машина перемещается ужимками и прыжками, однако по разбитой грунтовке движется уже более грациозно, смягчая удары до вполне комфортного уровня.

-14

Два дополнительных рычага на тоннеле ведут к раздатке. Ближний к водителю включает демультипликатор, дальний блокирует межосевой дифференциал. Об успехе процедуры сигнализирует контрольная лампа на центральной консоли.

Расслабиться ВАЗ-2121 не даст, ибо воспитан советскими инженерами в суровое время. Зато это неплохой вариант на случай апокалипсиса. Пока напичканные электроникой иномарки будут разлагаться в руинах городов, такие Нивы — только с карбюраторными моторами — обеспечат выживание человечеству. Специально сломать эту машину невозможно, она сама выберет момент. А чинится с помощью, скажем, еловой шишки. Причём АвтоВАЗ продолжает допиливать конструкцию помаленьку: совсем недавно выкатили очередной технический апдейт ради ездового комфорта.

Lada
208,9 тыс интересуются