Найти тему
Популярная наука

5 главных вызовов для человечества, которые ждут нас уже в XXI веке

Оглавление

Известный историк и футуролог Юваль Ной Харари на форуме в Давосе рассказал о главных вызовах, которые ждут человечество уже в ближайшие десятилетия.

Пару слов про ученого. Юваль Ной Харари - историк, хотя для меня он в первую очередь философ. В своей знаменитой книге «Sapiens: Краткая история человечества», по сути, он представил целое мировоззрение.

Ученый смог реалистично описать мир, основываясь на данных современной науки. Смело описал все религии с точки зрения естественной истории. И в очередной раз, по стопам Ницше, «Убил Бога».

И все-таки, одного важного момента для философа ему не хватило. Философ должен не только вскрывать проблемы и показывать суть вещей. Он должен предложить выход. Юваль Ной Харари описал довольно грустный мир человека, его истории и эволюции, как цепочку случайностей. Но не предложил никаких вариантов смысла жизни.

Ницше, написав «Бог умер», предложил на Его место альтернативу - Сверхчеловека. Харари не верит и в сверхлюдей. С нетерпением жду новых книг этого умнейшего автора, где он все-таки предложит какой-то изящный оптимистичный путь развития.

Но вот проблемы Харари обозначил. Выступая на форуме в Давосе ученый назвал пять главных проблем, с которыми столкнется человечество уже в ближайшей перспективе, передает РБК. И речь не о банальной (но от того ничуть не менее важной) экологии или вооруженных конфликтах. Просто мир меняется очень быстро. За 20 лет уклад меняется сильнее, чем ранее за сотни лет. И такие бурные изменения обязательно ударят по социуму.

«Бесполезные» люди

Профессии очень быстро меняются. И речь не только о профессиях с ручным трудом.

К примеру, я по основной профессии журналист. Когда я начинал работать в начале нулевых, мне нужно было уметь хорошо и грамотно писать, работать с ньюсмейкерами и адаптировать информацию по любой теме. Всё!

С тех пор требования к журналистам несколько раз поменялись. Сейчас хороший журналист должен, кроме того, знать основы маркетинга. А именно - как дальше будут читать его контент в соцсетях, Яндекс.Новостях и т д. Адаптировать свою статью под разные платформы. Желательно, снимать видео и фотографировать. И если раньше нормально было для журналиста писать 2-3 материала в месяц в какой-нибудь журнал, то сейчас - 2-3 материала в день! Получается уже не журналист, а целая редакция!

А сколько профессий оказывается в зоне риска? Водители, бухгалтеры, продавцы. А если человеку уже под 50 лет, когда ему переучиваться? Конечно, никогда не поздно учиться, но резкая смена профессии из водителя в программисты или дизайнеры это, скорее, исключение из правил.

Получается, будет расти разрыв между теми, кто освоил современную профессию и умеет подстраиваться и теми, кто останется у обочины.

И это печально! Потому что среди этих людей много весьма трудолюбивых, которые всю жизнь прикладывали силы там, где на смену пришли роботы.

Новая гонка вооружений: искусственный интеллект

Она снова началась. Только если раньше это было противостояние между США и СССР и наращивание ядерного потенциала, то теперь - борьба за искусственный интеллект (ИИ) между США и Китаем.

Но рост числа ядерных боеголовок не давало преимущества в экономике. А даже примитивный ИИ дает огромные экономические выгоды. Производить товары в США и Китае будет намного дешевле чем в других странах, которые экономически проиграют.

При этом США и Китай смогут легко собирать информацию по всем жителям других стран. Разрыв будет расти. Скорее всего, другим странам придется становиться цифровыми колониями двух сверхдержав.

Контроль над людьми

С помощью суперкомпьютеров станет легко прогнозировать поведение людей.

Собираешь биологические данные (давление, гормональный фон и т п), вычисляешь модель. С высокой долей вероятности можно понять характер, политические взгляды, предсказать его реакцию на те или иные события.

Дальше постепенно переводить людей на установку подкожных датчиков. Это необязательно плохо - ведь так можно отслеживать здоровье. Но, представьте, если контролировать компьютер будет диктатор? А в высшую власть, будем откровенны, пробиваются отнюдь не ангелочки.

Человек разучится принимать решения

Это происходит уже сейчас. Маршрут нам прокладывает навигатор. Что почитать - выбирает алгоритм соцсетей. Яндекс.Видео и Кинопоиск прекрасно научились подстраиваться под мои вкусы и предлагают определенные фильмы. Мне скоро просто не придет в голову искать что-то новое самому! Такова человеческая психика.

Дальше будет еще хуже. Тесты на совместимость будут выбирать за нас мужа и жену. Робот оценит, годимся ли мы для трудоустройства на ту или иную вакансию.

Видимо робот будет за нас и президента выбирать и гроб заказывать. Способность принимать решения - наша, человеческая! Хорошие это решения или плохие, не важно. Но отняв у нас это право, людьми мы быть перестанем. Получимся большими непушистыми хомяками в удобных клетках. А чтобы не скучали - в клетках будут телевизоры и компьютеры.

Люди, как биологический вид, могут исчезнуть

Речь не идет об уничтожении людей вследствие глобальной катастрофы. Такой риск есть всегда и не предсказывал его только ленивый.

Речь идет о применении биотехнологий, которые смогут вмешиваться в геном. И о кибернетических организмах - синтезе техники и биологии, когда от человека останется лишь часть.

В любом случае, человек, как уникальный биологический вид, в ближайшие столетия может перестать существовать.

Самое печальное, что это все выгодно власть имущим. Правительства, корпорации и военные с удовольствием смогут тюнинговать своих сотрудников. Чтоб никогда не болели, были сосредоточены. В дальнейшем можно с помощью генетики выводить дисциплинированный персонал.

Такое уже было, правда не с человеком. Когда скрещивали диких предков коров, оставляя лишь послушное потомство, а буйных быков - на заклание. Скоро это можно будет делать и с человеком и без жестокости, цивилизованно. Выбирая те гены, которые отвечают за дисциплину, послушание, сосредоточенность на работе.

А вот все классические человеческие черты - чувства, способность к состраданию, наслаждение прекрасными и духовными переживаниями - все они отойдут на второй план. Зачем они, раз мешают работе?

Что делать с этими проблемами?

Насколько реальны эти опасности? К сожалению, очень реальны - гораздо вероятнее, чем падение метеорита или взрыв йеллоустоунского вулкана.

Но зафиксировав риски, решить их можно, если начать действовать сообща. Поможет в этом глобализм, уверен ученый. Когда люди перестанут тратить ресурсы на вражду (экономическую и военную) стран друг с другом, не будут дробиться, а объединятся для решения больших задач. Харари привел интересную аналогию, как это уже работает в наши дни, на примере футбола.

Чемпионат мира по футболу — это соревнование, но в то же время он является удивительным примером глобальной гармонии, где команды договариваются об одинаковых правилах игры. Если вам нравится Чемпионат мира — вы уже глобалист.

От себя добавлю, что в дальнейшем миру нужно перейти и к более совершенной системе. Я не верю в капитализм. Он обеспечил мощный скачок для человечества. С его помощью двигалась наука, развивалась медицина, практически побежден голод.

Но сейчас капитализм явно заходит в тупик. Когда во главу угла ставится прибыль, мы отбрасываем много других, важных для человека черт. Мы ограничиваем свои возможности по развитию. И мы слишком развязываем руки власть имущим, которые с помощью этого рычага держат нас на коротком поводке.

Кстати, в капитализм перестают верить и во всем мире, хотя еще недавно считали его прогрессивным. По данным исследовательской компании Edelman Trust Barometer, 74% жителей Индии и 69% жителей Франции не верят в преимущество капитализма. Такой же расклад +-10% наблюдается и по остальным странам.

Да и в правительства своих стран, что они работают на благо граждан, верят всего 30%. Получается, что по всей планете глобальный кризис недоверия. Остро нужна альтернатива, которая вернет веру людей в позитивное будущее.

И в этом случае, идея глобального мира и мирового правительства, которые упоминает Харари, выглядят возможным выходом из кризиса.