Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Скандальный малый автомобиль водоплавающий.

Оглавление
Малый автомобиль водоплавающий модели ГАЗ-46. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz46.htm.
Малый автомобиль водоплавающий модели ГАЗ-46. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz46.htm.

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Горьковский автозавод наряду с вездеходами для суши выпускал малыми сериями водоплавающие автомобили. Как возникла идея создания автомобиля, способного передвигаться по воде, и с какими трудностями она реализовывалась, читайте ниже.

Форд модели GPA. Адрес: http://www.all-oldtimers.com/wp-content/uploads/2017/02/2.3.2.7-e1493995032922.jpg
Форд модели GPA. Адрес: http://www.all-oldtimers.com/wp-content/uploads/2017/02/2.3.2.7-e1493995032922.jpg

Почему стали создавать водоплавающие автомобили?

В 42-м году в армии США появился полноприводный автомобиль Форд модели GPA способный плавать. Аналогичный трёхосный автомобиль модели DUKW был создан англичанами. Оба автомобиля поступали по Ленд-лизу в СССР и оказали существенную помощь воинам Красной Армии в преодолении водных преград Европы на финальном этапе войны. Военное руководство запланировало выпуск таких автомобилей в Советском Союзе.

Работы по созданию проекта и ходовых образцов водоплавающего автомобиля были поручены московскому институту НАМИ в 48-м году. Автомобиль создавался на базе агрегатов ГАЗ-67 и назывался малым, сокращенно МАВ. В 49-м году малый автомобиль модели НАТИ-011 был подготовлен к испытаниям, которые провели в три этапа: заводские, полигонные и межведомственные. По результатам испытаний было решено поставить автомобиль на производство.

НАМИ-011. Адрес: http://carakoom.com/data/blogs/787/31829/image/8499343040.jpg
НАМИ-011. Адрес: http://carakoom.com/data/blogs/787/31829/image/8499343040.jpg

Автомобиль НАМИ-011 настолько понравился военным, что они инициировали награждение конструкторов института Сталинской премией. Он обладал проходимостью ГАЗ-67, мог перевозить разведчиков и командиров, уверенно буксировать на воде лёгкие понтоны и другие плавсредства, кроме того на нём успешно преодолевали водоёмы солдаты и военное снаряжение. Производство МАВ было поручено Горьковскому автозаводу.

ГАЗ-46 оборудовался тентом. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz46.htm.
ГАЗ-46 оборудовался тентом. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz46.htm.

Как создавали МАВ на Горьковском автозаводе?

На ГАЗе созданием водного автомобиля в инициативном порядке занялись в 44-м году. По результатам заводских испытаний горьковские специалисты убедились в бесперспективности создания автомобиля с применением агрегатов ГАЗ-67. Они не имели нужной степени герметичности и не могли обеспечить необходимый ресурс. Нужны были другие узлы трансмиссии, способные работать длительное время под водой. Результаты испытаний широкой огласки не получили, что послужило, в дальнейшем, причиной создания скандальной ситуации.

К концу войны в Горьком осознали необходимость создания полноприводного автомобиля, который бы собирался из агрегатов нового поколения и заменил ГАЗ-67Б. После испытаний «Труженика» возникла идея применить его узлы для водоплавающего автомобиля, проектирование которого было поручено бригаде конструкторов, возглавляемой Г.М. Вассерманом и А.А. Смолиным. Автомобиль получил индекс ГАЗ-46, образец прошёл заводские испытания.

ГАЗ-46 (слева) и ГАЗ-11 (справа) отличались длиной и другими конструктивными решениями. Адрес: (справа) https://autohis.ru/gaz-46.php
ГАЗ-46 (слева) и ГАЗ-11 (справа) отличались длиной и другими конструктивными решениями. Адрес: (справа) https://autohis.ru/gaz-46.php

При анализе документации НАМИ-011 и изучении образца, принятого на производство, горьковчане поняли, что применить чертежи в серийном производстве без доработки не возможно, выпускать узлы устаревающего вездехода и нового одновременно нецелесообразно, а игнорировать правительственное задание опасно. Пошли на компромисс. Для армейских испытаний подготовили две модели.

Малый автомобиль ГАЗ-011 отличался от НАМИ-011 и был изготовлен по изменённым под серийное производство чертежам с применением узлов ГАЗ-67. Горьковский ГАЗ-46 с двигателем от «Победы» и трансмиссией ГАЗ-69 изготовили по чертежам, подготовленным для серийного производства. Надеялись, что военным понравиться ГАЗ-46, но они одобрили оба автомобиля. Возможно, на военных повлияло осознание высокой государственной оценки НАТИ-011. Для ГАЗа такое решение было неприемлемо, нужно было найти не опасное решение проблемы.

Винт, водный руль и буксирный гак ГАЗ-46. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz46.htm.
Винт, водный руль и буксирный гак ГАЗ-46. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz46.htm.

Как вышли из скандальной ситуации?

Газовский конструктор – В.А. Крещук, возглавлявший создание «серийной» документации для ГАЗ-011, был решительным и отважным человеком. Он в 52-м году написал письмо на имя И.В. Сталина, в котором изложил создавшуюся ситуацию и попросил вождя её разрешить. Решение было суровым, но справедливым. Награды конструкторам НАМИ отменили, «врагом народа» никого не объявили, однако ряд руководителей завода и ведомств с должностей сняли, в серию рекомендовано было запустить ГАЗ-46.

В 53-м году было выпущено 68 ГАЗ-011 и начато производство ГАЗ-46. Автомобиль поступал в войска обеспечивающие строительство водных переправ. Он перевозил по бездорожью и воде солдат и грузы, служил в разведке, буксировал по воде понтоны, лодки и другие средства передвижения на воде. В армии малый автомобиль пользовался заслуженным признанием. За пять лет было выпущено около 650 экземпляров.

ГАЗ-46 на плаву. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz46.htm.
ГАЗ-46 на плаву. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz46.htm.

Почему прекратили производство МАВ?

Производство ГАЗ-69 в 56-м году было передано в Ульяновск, где не было возможности выпускать водоплавающий автомобиль. К этому времени в армию стали поступать БРДМ, которые по своим характеристикам превосходили ГАЗ-64 и полностью удовлетворяли потребности военных в автомобиле для суши и воды. Возможно, это и стало основной причиной прекращения производства малого автомобиля.

С конструктивными особенностями МАВ можно познакомиться здесь.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

Авто
5,66 млн интересуются