После долгих размышлений и советов со знатоками отдали головку блока цилиндров мастерам. Задача: на современном станке безукоризненно фрезеровать её так, чтобы уменьшился объём камер сгорания - ну нету теперь 76-го бензина, под который наш дедушка заточен. А высокотемпературное сгорание нового, высокооктанового 92-го в старом двигателе приводит к тому... Ну, собственно, к чему оно и привело последних хозяев, не особо вникнувших в проблему: к подгоранию клапанов, да и на поверхности блока под прокладкой появились следы прогара. В результате сняли 4 мм поверхности (это конструктивный предел, почти без запаса, увы), пока дошли до зеркальной гладкости.
Параллельно мастера "МАДИ-мотор" заменили втулки-направляющие клапанов (это вообще, скорее, заводская операция), правильными инструментами подогнали сёдла. И только их притирку мы оставили себе: это кайф - слышать, как хруст непритёртого клапана постепенно превращается в нежный шорох притёртого. Так звучала пробка во флаконе старых духов ("Красная Москва", к примеру), когда ещё не всовывали пульверизатор в каждый пузырёк. А на клапане появляется серебристая, непрерывная полоска (слева на фото), свидетельствующая о герметичности контакта с седлом.
Кроме того поставлены были маслосъёмные колпачки (на фото зелёненькая нахлобучка на втором сверху клапане), конструкцией "Москвича-407" не предусмотренные, не было таких термостойких резин шестьдесят лет назад, как я понимаю, что, конечно безобразие с точки зрения аутентичности, но даёт шанс старичку нормально поездить. Вы бы что выбрали? Пружины на головке упругость не утратили.
"Пушечное сало", или Лень раньше нас родилась
Сегодня сняли поддон, переднюю крышку двигателя и прочее, проверили поршни, слили старое масло... Внушает оптимизм, что поршни первого ремонтного размера, состояние близко к идеальному. Какие-то риски на есть на юбках некоторых... Но цилиндры сияют, как зеркало.
Выходит, последние хозяева делали ремонт движку? Как далеко продвинулись? Попробуем это узнать. В поддоне сцепления почти нет масла. Уже хорошо. Масла и грязи достаточно как снаружи, так и внутри двигателя и картера, но это дело житейское, хотя и непонятно, откуда столько снаружи. Не видно, чтобы гон масла шёл из самых проблемных в таких случаях мест. Может, в своё время была владельцем применена военная хитрость, известная советским автолюбителям, как консервация при помощи "пушечного сала", а уж грязь на неё налипла толстым слоем за годы? Сейчас, мягко скажем, не все заморачиваются, а вот в СССР толковые водители именно так сберегали свои драгоценные "москвичи" и "жигули": обмазывали "салом" всё, что можно и нельзя. Изначально эта густая смазка придумана для артиллерии и стрелкового оружия. Отсюда и название. Продаётся, кстати, до сих пор. Но популярность "сало" утратило: нет смысла беречь корпус машины, если ты купишь новенькую через пять лет, а то и раньше. Сам подход к сложной бытовой технике (авто в том числе) изменился. Технологии поменялись. Мы. Мир теперь другой, что про антикор говорить: появились термостойкие краски, пластики, совершенно другие резины. Кстати, о резине. Вопрос стоит так: надо точно поменять сальники коленвала, время не обманешь, передний мы сняли, проверили... Он каменный стал, ясно, что и задний такой же - если не заменён предыдущими умельцами. Снимать ради этого двигатель неохота. Без этого замена - та ещё морока. Но, возможно, это просто неконструктивная лень. Думаем. Поработали коробкой. Все три передачи включаются. Плюс задняя! Сцепление с виду и в отсутствии хода работает. Проблемы полезут, когда заведём, это мы понимаем, но старые шофёры говорили: не спеши, хороший стук наружу выйдет.
Пока в размышлении - покрасили картер, битый, вареный, но родной, переднюю крышку двигателя и поддон сцепления. Шёл снег, а работа кипела.
Поскольку мы не первые восстанавливаем старую машину, то в интернете накоплено немало полезной и не только информации. Методично листая страницы форумов, где наши коллеги, собачась, делятся опытом, натолкнулись на суждение, многое определившее: а нету у коленвала "Москвича-407" никакого заднего сальника. И даже промасленной набивки (как-нибудь расскажу и о ней - не все же у нас автомеханики). Передний есть, нам не почудилось, заменён на современный. А вместо заднего там интересная, знакомая опытным водителям, но всё равно совершенно чумовая конструкция - лабиринтное уплотнение. В нём нет резины - утечка масла и газов не происходит потому, что этому препятствуют сами масло и газы. Двигаясь в уплотнителе по "лабиринтной" траектории, они создают такой перепад давления, что не проходят дальше самовоздвигнутой замысловатой преграды. Замыкают себя в блоке. Надо заметить, что уже на "Москвиче-408" появляется-таки задний сальник - видимо, с появлением жаропрочной резины конструкцию упростили. Но сделали ли более надёжной? Честно сказать, пока мы не знаем этого.