Верите в расход 6,6 литров бензина на 100 километров у автомобиля со снаряженной массой в полторы тонны и полной – свыше двух тонн? И может ли машина вообще расходовать такой мизер, если оснащена двухлитровым мотором, автоматом и полным приводом, а аэродинамикой спорт-кара в ней и не пахнет?
Между тем, владелец Mazda CX-5 2013 года уверяет, что так оно и есть – летом по трассе. Хочется добавить: ага, с горки и при попутном ветре, но смотришь на приборный щиток и видишь, что средний расход топлива – 7,1 л/100 км! А на улице лишь 5 градусов, и мы разговариваем в городе недалеко от гаража, где машина хранится между поездками. Значит, расход смешанный, так почему бы на трассе ему на самом деле не быть в районе 6,6-6,8?
Помимо экономичности мы еще обсуждали, как зарекомендовал себя автомобиль по надежности, каковы его достоинства, недостатки и удобство для пользования, но пересказывать разговор не буду. Кому интересно, может узнать, что рассказал владелец, открыв ссылку https://www.abw.by/novosti/experience/213116. Там же и куча других фото машины.
Но о моторе, которому автомобиль обязан столь низким потреблением горючего, мы практически не поговорили. Хозяин СХ-5 лишь сказал, что глубоко в устройство двигателя не вникал, и знает только, что компрессия у него как у дизеля.
А ведь семейство моторов Skyactiv на самом деле получило известность благодаря небывалой для бензиновых силовых агрегатов степени сжатия. Если в обычных бензиновых моторах этот параметр никогда не превышал 11 единиц, то в Skyactiv мотористы Mazda увеличили его до 14. А ведь чем степень сжатия выше, тем эффективней работает двигатель. Значит, лучше все, что ожидается на выходе – мощность и экономичность.
Почему до Mazda никто не задирал степень сжатия так высоко? Проблема в детонационном сгорании горючей смеси – это оно не позволяло прыгнуть выше головы. Чтобы избежать детонации, требовался бензин с октановым числом, существенно более высоким, чем у выпускающихся ныне. И цена у такого бензина тоже должна быть соответствующей. Поэтому возникал вопрос, сможет ли экономия на уменьшении расхода топлива перекрыть затраты на заправки автомобиля?
Однако загвоздка в том, что бензин для «кормления» Skyactiv используется обычный 95-й. И ничего – работает. Как же удалось японцам провести детонацию за нос?
Наука гласит, что злодейка, которая с легкостью способна вызвать оплавление и даже прогорание поршней, поломки поршневых колец и перемычек между ними на поршнях, возникает из-за образования в горючей смеси активных перекисей. Это взрывчатые соединения, которые сгорают с взрывоподобным увеличением давления в цилиндре. Отсюда, кстати, название явления: detonation – взрыв. А способствует формированию активных перекисей высокое давление и температура в цилиндре в конце такта сжатия.
Поскольку при увеличении степени сжатия давление растет, японцы решили во избежание детонации уменьшать температуру. Она снизится, если впрыскивать бензин непосредственно в камеру сгорания и этим отбирать тепло на испарение жидкой фазы топлива. Однако с помощью одного лишь прямого впрыска нельзя безболезненно увеличить степень сжатия сразу на несколько единиц, что доказано в моторах GDI, HPI, FSI и так далее, которые давно выпускаются серийно.
Тогда Mazda проанализировала, что происходит с отработанными газами, которые вырываются из цилиндра, где начался выпуск, и по выхлопному коллектору попадают в цилиндр, где выпуск заканчивается, но выпускной клапан еще не успел закрыться. Оказалось, что если уменьшить такое перетекание газов, то температура в цилиндре, в который газы попадают, снизится. Это подвигло японских инженеров изменить конструкцию выхлопного коллектора. Уменьшение доли перетекающих из цилиндра в цилиндр отработанных газов и прямой впрыск – и есть два мероприятия, которые должны предотвращать создание условий, благоприятных для образования в горючей смеси вредоносных перекисей.
Признаться честно, когда первые сведения о моторах Skyactiv стали доступными, я не поверил, что это будет работать хотя бы, потому что по качеству и характеристикам наш 95-й бензин отличается от японского. И когда после рыночного дебюта появилась информация о случаях, когда мотор запускался, но через несколько секунд глох и начинал нормально работать лишь после второго, реже – третьего, еще реже – четвертого и так далее запусков, подумалось – ну вот, что и следовало ожидать!
Японцы приехали с инспекцией. Ничуть не удивило, что они обвинили в проблеме именно бензин, которым потчевали автомобили на наших заправках! Однако через два года после начала продаж все «рассосалось» само собой, так что если поверить в версию Mazda, придется признать, что на всех без исключения АЗС, как сговорившись, начали продавать бензин высшей пробы, а это, согласитесь, маловероятно.
Остается лишь догадываться, что в действительности вызывало трудности с запуском. Не исключено, что в прошивке блока управления имелся косячок, который был устранен после того, как японские инженеры изучили вопрос как следует. Во всяком случае, прошло более 8 лет, как СкайАктивы были представлены, а о каких-то глобальных проблемах с ними больше не слышно.
Отсюда вопрос к владельцам Мазд с подобными двигателями: достаточной ли информацией о надежности Skyactiv я располагаю, или кому-то известны негативные случаи о работе этих моторов в наших условиях эксплуатации? Ау, отзовитесь, кто знает что-нибудь!!
Фото автора