Posted on January 5, 2020 by Spectre R42
1999-й год. На горизонте маячит проблема Y2K (мол, компьютеры с 31 декабря 1999-го года должны были перейти не в 1-е января 2000-го, а в 1-е января 1900-го либо чёрт знает какого года, а за этим наступил бы конец света, масштабные блэкауты, терминаторы и прочие беды), но автопроизводителей это как будто не пугает. Все готовы пафосно проводить уходящее тысячелетие, обозначив перед этим основные черты автомобиля XXI-го века. Ведь сколько концепт-каров воплощали идею (а иногда и несли в своём названии) автомобиля-2000. Но прошло время – и 2000-й был уже не пороге. И пока не было ни летающих машин, ни вычурных форм, ни автопилотов.
Вообще, последний год второго тысячелетия был весьма богатым на автомобильные новинки.
Большинство спортивных машин и спортивных же седанов перешагнуло магическую планку в 400 л.с. (например, Ferrari 360 Modena и ретро-родстер BMW Z8). А ведь ещё десятилетие назад мощностью в 300 лошадей могли похвастать лишь единицы. Но всех переплюнул Aston Martin, выпустивший особую модель V8 Vantage Le Mans V600 (в честь 40-летия победы в Ле-Мане 1959-го года, потому и машин потом будет выпущено всего 40) с сумасшедшей мощностью в 608 л.с. Эта же машина стала прощальной версией старых добрых Астонов, которым не будет места в XXI веке.
Класс кроссоверов медленно, но верно, постигают премиум марки. Следом за достаточно успешными Mercedes-Benz ML и Lexus RX300 выходит BMW X5 в 53-м кузове, гораздо более спортивный, статусный и подтянутый, чем все его конкуренты.
Porsche начинает штамповать новые версии едва появившегося 911-го в кузове 996. В начале года дебютирует версия GT3 с безумно красивым антикрылом и мощностью в 360 лошадей.
Mercedes-Benz следом за новейшим седаном S-класса в 220-м кузове выпускает купе на его базе – CL-класс C215. Его особенностью стала новейшая подвеска ABC, Active Body Control, призванная бороться с кренами, сохраняя при этом типично мерседесовский комфорт.
Японцы расстарались на славу, выпустив целую вереницу легендарных машин. Тут вам и дрифт-кар Nissan Silvia S15, и классный родстер Honda S2000 с атмосферным двигателем-рекордсменом по удельной мощности на 1 литр рабочего объёма (250 лошадей при 2-х литрах для японской версии), и очередная, уже шестая, версия Mitsubishi Lancer Evo, и самый, наверное, известный Nissan Skyline – GT-R (R34) с его невероятной системой полного привода…
Примерно одновременно дебютируют английские седаны среднего класса – ностальгически ориентированный Jaguar S-type и первая британская машина от BMW, которая называется Rover 75. Оба автомобиля выглядят весьма элегантно и очень перспективно.
Наконец, в 1999-м году дебютирует никому неизвестная, но весьма амбициозная марка Pagani, с немного вычурной, но оригинальной и запоминающейся моделью Zonda…
Audi же запомнилась появлением компактного заряженного хэтчбэка S3 с 4-цилиндровым турбомотором в 210 лошадей и полным приводом, а также продолжением легендарной RS-серии. Это сейчас Audi лепит шильдики RS на всё подряд (хотя АМГшных Мерседесов всё равно больше). А тогда это был второй автомобиль легендарной серии – RS4 Avant.
Снова универсал, снова турбодвигатель, только объём вырос на поллитра, цилиндров теперь не 5, а 6, расположены они V-образно, а не в ряд, и турбин теперь 2 штуки. За доводку силового агрегата отвечали специалисты Cosworth. В основе – тот же рецепт, что и при доводке RS2: берём мотор Audi S4 на 265 лошадей, модифицируем впуск и выпуск, ставим турбины помощнее, более производительные интеркулеры, меняем головки блока, коленвал, поршни и шатуны, чтоб мотор выдерживал возросшие нагрузки. В итоге отдача увеличилась до внушительных на то время 380 л.с. Подобной мощностью обладала только что снятая с производства Ferrari F355, а новейший Porsche 911 GT3 был на 20 сил слабее.
Да, к концу ХХ века быстрые универсалы не были чем-то из ряда вон. За пятилетие, прошедшее с дебюта Audi RS2 появились и Mercedes E55 AMG, и Volvo V70 R (тоже между прочим с полным приводом), так что планку нужно было поднимать.
Поэтому вот вам почти 400 лошадей, вот вам меньше 5 секунд до сотни, но скорость ограничим на 250 км/ч, потому что такие правила. Поскольку DSG серийно начнут выпускать только через 4 года, машина оснащалась механической 6-ступенчатой коробкой передач. Иначе бы наверняка можно было снять ещё несколько десятых в разгоне.
Передние тормоза дисковые вентилируемые диаметром 365 мм, задние – 312 мм. Между прочим, это больше, чем у Ferrari 550 Maranello. Так что Audi RS4 тормозил очень неплохо.
Внешность по нынешним временам достаточно скромная. В глаза бросаются вентиляционные вырезы для интеркулеров по бокам переднего бампера, опциональные алюминиевые зеркала (которые вскоре станут визитной карточкой Эсок и ЭрЭсок) да раздутые крылья под 18-дюймовые колёса. Извиняемся за штамп, но это волк в овечьей шкуре, ни дать, ни взять.
Характеристика двигателя теперь была не такой взрывной, как у RS2, у которой было только два режима, “медленно” и “чудовищно быстро”. Турболаг свели к минимуму и теперь это вполне обычный автомобиль, которые в городском потоке ничем особенным себя не выдаёт. До тех пор, пока не появится какой-нибудь прямик. И вот спустя 10 секунд у вас 150 км/ч на спидометре, а через несколько дней штрафная квитанция в почтовом ящике.
А ещё для города подвеска жестковата. Все эти заплатки, ямки, стыки – всё транслируется на кузов. В это вносят свой вклад 18-дюймовые колёса, немаленькие и по нынешним временам, да ещё и на 35-м профиле. Хотя с другой стороны, ваш Runflat на современной машине с пружинной подвеской работает ничуть не лучше.
Да, это не трек-тул. Машина уверенно стоит на дуге, при этом немного кренится. Если слегка переборщить со скоростью в повороте, возникнет типичная аудюшная легкая недостаточная поворачиваемость, характерная для ранних машин Quattro, ведь момент между передней и задней осью рапределён поровну.
Внутри по большому счёту обычная А4 В5, только с ковшами от Recaro, с отделкой углепластиком и спидометром, размеченным до 310 км/ч.
От стандартного “сарая” достался и багажник, практически без изменений. Места на задних сиденьях чуть поменьше из-за передних ковшей. Но диван складывается, так что возить с ветерком мебель из Икеи вполне возможно.
Несмотря на то, что всего выпущено чуть больше 6000 экземпляров Audi RS4 первого поколения, на Авто.ру предлагается к продаже несколько машин по цене бюджетного 5-летнего кроссовера. Только надо понимать, что вложений туда потребуется немало. Для сравнения – цены в Германии, которые ощутимо выше. Выводы делайте сами.
Что в итоге?
Если в целом взглянуть на новинки 1999-го года, то далеко не все из них, несмотря на первые впечатления, оказались востребованными. Например, волшебная подвеска АВС от Мерседеса оказалась не такой уж и волшебной, а даже капризной и очень дорогой. Поэтому и на конвейере долго не задержалась и продолжение получила лишь спустя 15 лет. Jaguar S-type теперь считается одним из самых неудачных Ягуаров в истории марки. Rover 75 несмотря на первые хорошие впечатления похоронил марку и теперь она принадлежит китайцам. Nissan на рубеже веков едва не обанкротился, попал под крыло Renault и вынужден был отказаться от многих интересных автомобилей в своей гамме. А последняя эволюция Mitsubishi Lancer, вышедшая в 2008-м, так и не получила продолжения.
Но зато BMW X5 вышел уже в 4-ом поколении, Pagani чувствует себя вполне неплохо, Porsche предлагает десятки вариантов 911-х, а Aston Martin продолжает выпускать дорогущие версии своих машин. Что-то будет через 20 лет!
Что касается Audi, наверное 20 лет назад им не удалось потрясти мир, как это вышло в случае с Audi RS2 пятью годами ранее. Возможно, он не стал таким легендарным, потому что не был первым, потому что тираж был побольше, потому что он получился более причёсанным, потому что была сетка в багажнике, потому что не был таким синим, потому что у него не было дисков от Porsche… Но тем не менее, это был достойный продолжатель традиции RS. И для меня лично и RS2, и RS4 B5 равноценны. В конце концов, если б у него не получилось, то и продолжения у RS возможно бы и не было. А их теперь вон сколько…
Технические характеристики
1999 Audi RS4 Avant
Данные по выпуску:
Страна-производитель: Германия
Годы выпуска: 1999-2001
Дебют: автомобильная выставка во Франкфурте-на-Майне, сентябрь 1999
Выпущено 6030 экземпляров
Кузов:
универсал, 5-дверный, 5-местный, стальной, несущий,
коэффициент лобового сопротивления Сх 0,34
Двигатель:
Модель – ASJ/ AZR
Тип – бензиновый с двумя турбокомпрессорами BorgWarner K04, с двумя верхними распредвалами в головке блока цилиндров
Расположение – спереди продольно
Рабочий объём (куб. см) – 2671
Расположение/количество цилиндров/клапанов – V-образное, угол развала 90 град./ 6 цилиндров/30 клапанов
Клапанный механизм – DOHC
Система питания – распределённый впрыск
Охлаждение – жидкостное
Диаметр цилиндра/Ход поршня (мм) – 81,0*86,4
Степень сжатия – 9,0:1
Мощность (л.с./кВт)/при об/мин – 380/280/6100
Крутящий момент (Нм)/при об/мин – 440/2500
Трансмиссия:
Привод – полный с межосевым дифференциалом Torsen
Коробка передач – механическая синхронизированная 6-тиступенчатая с самоблокирующимся дифференциалом
Размеры, вес:
База (мм) – 2610
Длина/ширина/высота (мм) – 4525/1799/1400
Масса (кг) – 1620
Подвеска:
– спереди независимая пружинная многорычажная;
– сзади независимая пружинная многорычажная .
Рулевое управление – реечное с гидроусилителем
Тормоза – с АБС
Передние – дисковые вентилируемые
Задние – дисковые вентилируемые
Колёса:
Передние/ задние – 255/35 ZR18
Колёсные диски – 8.5J x 18
Динамика:
Максимальная скорость – 250 км/ч (ограничена электроникой)
Разгон:
0-100 км/ч –4,9 сек.
0-160 км/ч – 12.3 сек.
0-200 км/ч –17,7 сек.
¼ мили с места – 13,0 сек. при 168 км/ч.
1 км с места – 24,3 сек.