Подходит к завершению история первого частного автомобильного завода страны – Таганрогского автозавода (ТагАЗ).
Его имущественный комплекс выставлена торги. Стоимость лота составит 432,3 млн руб. В объявлении о проведении торгов указано, что продается имущество, которое является предметом залога у банков, других организаций, а также перешедшее в пользу муниципального образования. Это, в частности, цех окраски бамперов, метизный и электроремонтный цеха, административно-бытовые помещения, здание лабораторного и инженерного корпусов, подстанция, насосные, помещение для охраны, автосалон и визитная карточка любого автозавода - проходная. Результаты аукциона объявят 2 марта. Если, конечно, найдутся покупатели.
Напомним, ТагАЗ - фактически первый в России частный автозавод. Он был построен в 1998 году на базе Таганрогского комбайнового завода, и был предназначен для сборки легковых автомобилей по лицензии и технологии южнокорейской компании Daewoo Motors. Инвестиции вкладывала финансово-промышленная группа «Донинвест» (Doninvest Finance & Industry Group), а их объём составил свыше $260 млн.
Тогда южно-корейский автомобильный концерн осуществлял мощнейшую экспансию на зарубежные рынки. Корейцы тогда стали владельцами ряда европейских автозаводов в Румынии, Польше, на Украине, Узбекистане, а также на других континентах. Эти постсоциалистические страны в конце 90-ых еще не вступили в Евросоюз, поэтому корейские переговорщики предлагали правительствам этих стран совершить обмен - инвестиции на частичное закрытие местного автомобильного рынка и создание тепличных условий для автомобилей Daewoo. Вдобавок, в модельной линейке Daewoo появились современные и стильные автомобили для европейского рынка, разработка которых была осуществлена в исследовательском центре в ФРГ под руководством Ульриха Беца, ранее работавшего в BMW. Это были автомобили разных размерных классов Daewoo Matiz, Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.
Но затем случился азиатский кризис, компания Daewoo оказалась банкротом. Это был первый сильный удар и по ТагАЗу. Но от него вскоре завод оправился и продолжал выпускать автомобили. В этой связи стоит вспомнить, что первый «бюджетник» Hyundai Accent встал на конвейер Таганрогского завода, еще до Renault Logan.
На солидные объемы производства в Таганроге вышли в период с 2004-го по 2008-й, когда в год удавалось собирать под несколько десятков до сотни тысяч автомобилей. Здесь выпускали лицензионные копии Daewoo (под брендом Doninvest), Chery (Vortex), JAC и SsangYong, несколько моделей Hyundai, Citroen и BYD, а также машины собственного производства под маркой Tagaz. Среди них наиболее известны седаны Vega, грузовики Master и купе Aquila.
С 2010 года объемы производства стали падать, а финансовые обязательства предприятия - расти. В 2014-м ТагАЗ признали банкротом. С тех пор его здания и помещения превратились в руины и металлолом. Найдется ли на них покупатель?
Сегодня в автопроме страны тяжелая ситуация. Невостребованными стоят цеха отечественных предприятий «Ставрополь Авто», «Дервейс». Также из-за кризиса пострадали и сборочные автозаводы зарубежных автопроизводителей. Остановлен и четыре года простаивает завод General Motors в Санкт-Петербурге. В прошлом году остановлен завод Ford неподалеку в Ленинградской области. Также не работает бывший завод ЗМА совместного предприятия Ford Sollers. В печать попадает информация, мол, на тот или иной простаивающий завод нашелся покупатель, но обычно эта непроверенная информация оказывается фейком. Вместе с ТагАЗом получается суммарно неработающих мощностей в отечественном автостроении на более чем полмиллиона автомобилей в год. Вот так аукается кризис в автомобилестроении страны.