Найти в Дзене

Из истории трицикла: "Повесть в трёх частях"

Оглавление

Часть вторая.

Harley-Davidson Servi-Car

Впервые выпущенная в 1932 году, модель Servi-Car не сходила с конвейера на протяжении 42 лет. Ее появление было ответом на Dispatch-Tow от Indian, и предназначение было аналогичным модели из Спрингфилда, однако судьба Servi-Car сложилась гораздо благоприятнее, чем у конкурента.

Harley-Davidson Servi-Car [источник фото: www.bikepost.ru]
Harley-Davidson Servi-Car [источник фото: www.bikepost.ru]

На протяжении всего времени производства мотоцикл комплектовался 737-кубовым нижнеклапанным V-образным двигателем. Привод осуществлялся на цепную шестерню дифференциала задней оси через коробку передач с 3-мя передними и 1-й задней скоростями, при помощи открытой цепи.

С самого начала выпускались 4 версии Servi-Car: модель G со специальным буксировочным устройством; модель GA – аналогичная модели G, но без буксировочного устройства; модель GD без буксировочного устройства, но с увеличенным кузовом; модель GE с увеличенным кузовом, а также компрессором для накачки шин.

Harley-Davidson Servi-Car [источник фото: www.yesterdays.nl]
Harley-Davidson Servi-Car [источник фото: www.yesterdays.nl]

Модель GDT, появившаяся в 1933 году комплектовалась как буксировочным устройством, так и увеличенным кузовом. Производство модели GE было прекращено в 1940 году, моделей GD и GDT – в 1942.

В 1941 году для американской армии было закуплено 4 экземпляра Servi-Car, один из которых оснастили мобильной радиоустановкой General Electric. Военные версии комплектовались фарами маскировочного света. Максимальная скорость была снижена за счет понижения передаточного отношения.

Harley-Davidson TA

Harley-Davidson TA [источник фото: www.pinterest.ru]
Harley-Davidson TA [источник фото: www.pinterest.ru]

Взяв за основу модель Servi-Car, компания Harley-Davidson разработала прототип – модель TA. Этот мотоцикл был выпущен в 1940 году в количестве 16 экземпляров специально для испытаний, производимых американскими военными.

О данной экспериментальной модели практически ничего не известно, кроме того, что она оснащалась оппозитным двигателем объемом 1100 куб. см и приводом от вала.

GM-Delco motor tricycle

Между 1938 и 1940 годами американская армия экспериментировала со всеми видами транспортных средств, которые могли бы подойти на роль, отведенную в итоге Jeep. Компания GM-Delco, более известная сейчас как производитель электроники, представила на суд военных свой прототип военного трицикла с двухцилиндровым оппозитным двигателем объемом 745 куб. см мощностью 22 л. с. при 4500 об/мин и приводом от вала.

GM-Delco motor tricycle [источник фото: www.pinterest.ru]
GM-Delco motor tricycle [источник фото: www.pinterest.ru]

Двигатель мотоцикла был установлен на дуплексной раме, задняя ось была автомобильного типа. Трансмиссия имела 4 передние и одну заднюю скорость, с возможностью ручного переключения. Передняя подвеска была телескопического типа, задняя – либо неподрессоренная, либо с простой листовой рессорой. Все три колеса имели диски из прессованной стали.

Moto Guzzi Motocarri 500cc

Первым трициклом Moto Guzzi серии Motocarri 500cc была модель 1928 года, основанная на мотоцикле Sport. Поскольку грузовая платформа была попросту прикреплена болтами к передней части обычного мотоцикла, Moto Guzzi отдельно по заказу могла предоставить клиенту отсутствующую заднюю часть, что позволяло превратить трицикл, как гласила реклама, в "мощный туристический мотоцикл". Данная конфигурация, помимо прочего, позволила серии развиваться параллельно линейке соло-мотоциклов Moto Guzzi. Таким образом, ведущая часть трицикла была заменена очень быстро на Sport 14, затем в 1936 году на модель S.

Moto Guzzi E.R. [источник фото: www.mgcn.nl]
Moto Guzzi E.R. [источник фото: www.mgcn.nl]

В 1938 году на смену модели S пришла модель E.R., что было огромным шагом вперед для Moto Guzzi. Новая рама из прессованной стали была гораздо прочнее, чем у предыдущих моделей серии. Из того же материала были изготовлены диски задних колес и поддерживающие их поворотные кронштейны. Система подвески включала в себя полуэлептические листовые рессоры. Коробка передач в одном блоке с двигателем имела три передние и одну заднюю скорость — незаменимый конструктивный элемент, учитывая общую массу машины.

Мoto Guzzi E.R. из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Мoto Guzzi E.R. из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Грузоподъемность возросла до 1000 кг. Привод осуществлялся все еще при помощи цепи, однако простой ленточный тормоз был заменен двумя механически управляемыми барабанными тормозами. Трицикл комплектовался горизонтальным одноцилиндровым 500-кубовым двигателем мощностью 17,8 л.с. при 4300 об/мин и развивал скорость до 60 км/ч.

Moto Guzzi E.R. из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Moto Guzzi E.R. из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Следующим трициклом серии, стала представленная в 1942 году модель U. Незадолго до начала войны правительство Италии выпустило ряд запретительных законов, касающихся производства транспортных средств и призывающих каждого производителя как можно сильнее снизить разнообразие как выпускаемых моделей, так и отдельных деталей. Подобные меры были приняты для того, чтобы в случае, если у завода будут реквизированы необходимые стране детали и компоненты, это не скажется серьезным образом на производстве.

Moto Guzzi U [источник фото: www.etoretro.ru]
Moto Guzzi U [источник фото: www.etoretro.ru]

Модель U была создана в соответствии с данными правилами, в честь чего и получила свое имя – "Unificato", т. е. "унифицированный". Несмотря на ограничения, трицикл не потерял ни капли фирменного стиля Moto Guzzi. Напротив, новая модель содержала целый ряд усовершенствований. Холодный воздух подавался к самой горячей части цилиндра (около выпускного клапана, в нижней части головки цилиндра) при помощи центрифужного вентилятора, работающего от маховика.

Moto Guzzi 600 U из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Moto Guzzi 600 U из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В корпус дифференциала была добавлена понижающая передача, вследствие чего мотоцикл теперь имел 6 передних и две задние скорости. Передняя вилка была усилена, появились передние барабанные тормоза. На задние колеса ставили специальные широкие шины. Данная модель поставлялась в армию в больших количествах, где ее разнообразные возможности находили широкое применение.

Moto Guzzi 600 U из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Moto Guzzi 600 U из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Moto Guzzi Trialce

Модель Trialce 1940 года была одной из вариаций крайне популярной у военных модели соло мотоцикла Alce. Предназначение Trialce было исключительно военным, модель поставлялась с разными вариантами кузова под различные нужды: перевозка грузов, офицеров или орудий. Существовала даже складная модификация, предназначенная для парашютных войск.

Складная модификация Moto Guzzi Trialce [источник фото: www.koof.ru]
Складная модификация Moto Guzzi Trialce [источник фото: www.koof.ru]

В германской армии старшие офицеры передвигались в основном в автомобилях, и только младшие – в колясках мотоциклов. Итальянские военные были более прагматичны, для целей транспортировки итальянского офицерского состава использовались практически исключительно Trialce.

Офицерская модификация Moto Guzzi Trialce [источник фото: www.xevn.info]
Офицерская модификация Moto Guzzi Trialce [источник фото: www.xevn.info]

Устанавливаемые на кузов 20 миллиметровые противовоздушные пушки превращали Trialce в грозную боевую единицу. Итальянские войска, воевавшие в Северной Африке были не раз застигнуты врасплох угрозой с неба, поэтому подобное мобильное орудие было востребовано у военных.

 Trialce с противовоздушной установкой [источник фото: www.xevn.info]
Trialce с противовоздушной установкой [источник фото: www.xevn.info]

Модель Trialce комплектовалась 500-кубовым одноцилиндровым двигателем мощностью 13,2 л. с. при 4000 об/мин. Грузоподъемность трицикла равнялась 800 кг, а максимальная скорость 73 км/ч. Всего с 1941 по 1943 годы был произведен 1 741 экземпляр трицикла.

Moto Guzzi Trialce из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Moto Guzzi Trialce из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Gilera Mercurio

В 1940 году по заказу военных началось производство серии армейских моторизированных транспортных средств. Прототипом послужила модель LTE с нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 499 куб. см и мощностью 10 л. с.

Gilera Mercurio 500cc [источник фото: www.auto-zer.com]
Gilera Mercurio 500cc [источник фото: www.auto-zer.com]

Трехколесная, грузовая модификация получила имя Mercurio. Сразу за водительским сидением к раме мотоцикла крепилась грузовая платформа с деревянными бортами. Данная модификация имела карданный привод и цельнометаллические колеса.

Gilera Mercurio из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Gilera Mercurio из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Двигатель Mercurio объемом 499 куб. см обладал мощностью 18 л. с. при 4100 об/мин. Помимо версии с 500-кубовым мотором, модель Mercurio выпускалась также с двигателем объемом 600 куб. см.

Gilera Mercurio из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Gilera Mercurio из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Грузоподъемность трицикла равнялась 1500 кг. Большой кузов Mercurio использовался для транспортировки тяжелых пулеметов, минометов и боеприпасов. Армейская версия комплектовалась также маскировочным освещением и запасным колесом.

Продолжение следует...

Если пропустили начало истории, то часть первая здесь.

Интересное в "МотоМире"

• [ВИДЕО] М-72 — советская разработка или зарубежные технологии?

• Мотоцикл с двумя двигателями!

• Самая первая машина BMW в истории!

Дорогие друзья, ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей!

Спасибо за внимание!

Ждём Вас в нашем музее!