Здравствуй, уважаемый читатель!
Сегодня поговорим на довольно серьезную тему. На взрослую. На тему взрослой фантастики.
Прежде чем писать о «взрослой» фантастике, стоит уточнить, чем именно она отличается от «фантастики для взрослых». Безусловно, разного рода «взрослые» темы могут подниматься и там и там. Но, если во «взрослой» фантастике они могут служить фоном для развития сюжета, раскрытия характера или каких-то особенностей персонажа, то в «фантастике для взрослых» эти самые «взрослые темы» являются основой для сюжета. Там даже сама фантастическая составляющая, как таковая, может почти отсутствовать. Разумеется, о таких книгах в этой статье речь не пойдёт.
Более подробно тема как раз фантастики для взрослых была освещена в статье "Запрещенная фантастика".
Итак, на канале "ПроЧтение" со своими размышлениями по данному вопросу - Алексей Аряев, ведущий на Дзене собственный канал. Он расскажет о том, как некоторые авторы пишут разного рода «взрослые» книги, получается это у них, или нет, приведет примеры конкретных произведений в данной жанре.
С чего начать?
И начать, наверное, стоит с одного из признанных классиков научной фантастики, с человека, который заслуженно носит титул Мастера, с Роберта Энсона Хайнлайна.
Роберт Хайнлайн не зря является признанным классиком научной фантастики. Из-под его пера вышло немало произведений. Их знают и, надеюсь, любят, почти во всём мире. Как известно, творчество Роберта Хайнлайна можно разделить на несколько «периодов»:
- это творчество для детей и подростков;
- творчество для более зрелой аудитории;
- и творчество для более взрослых людей, которым он занялся в более поздний период своей жизни.
Ранние периоды творчества Мастера были хороши тем, что те книги Хайнлайна были добрыми, они ненавязчиво учили разным хорошим вещам – любви к знаниям, интересу к технике. «Заклёпки» и сюжетная часть ненавязчиво дополняли друг друга, и эти книги было приятно читать. Лишь в самом позднем периоде жизни, Хайнлайн всё больше стал добавлять в свои книги элементы «книг для взрослых» - и больше с исследовательской стороны. Так как именно это и является темой нашей работы, остановимся на этом…
Вообще, как уже было указано ранее, во «взрослой» фантастике главное – это «вписать» сцену того же «взрослого» содержания в сюжетную канву произведения, сделать так, чтобы она не выглядела чужеродной. Чтобы не получилось так, что в одной сцене герой героически крошит каких-нибудь инопланетных захватчиков, а в следующей он уже - с дамой, причём это описано даже более подробно, чем прошлая сцена.
К счастью, такого у Хайнлайна почти нет. Почти – потому что роман «Фрайди», о котором я писал, что он мне очень сильнее не понравился, несмотря на мою любовь к творчеству Хайнлайна, изобилует как раз такими переходами. Вообще, «взрослые» сцены в этом романе кажутся вырванными из контекста – автор не может сделать «подводку» от обычного быта к таким сценам.
К сожалению, такое есть не только в «Фрайди». Единственный роман, в котором сцены такого содержания не кажутся чем-то чужеродным – это «Чужак в чужой стране». Но, там тоже хватает проблем с такими вещами.
Продолжим. Гарри Гаррисон.
Он известен, в первую очередь, как автор «Стальной крысы» и «Билла – героя Галактики». И если «Билл…» - это в первую очередь сатира на армию, и описаниям «взрослых» тем там уделено не так уж и много времени – и то лишь в сатирическом ключе, то в «Стальной крысе» - они есть, но очень мало. В трилогии «Мир Смерти» никаких «взрослых» тем не затрагивается вообще – но, там просто другой жанр.
А вот, если открыть «Эдемский цикл» автора, то тут немало очень необычных примеров взрослой тематики. Многие сцены подобного характера тоже не выглядят какими-то чужеродными или вырванными из контекста. Конечно, в книге нет уже слишком откровенных сцен (и это на самом деле неплохо), но те сцены, которые есть, описаны автором очень хорошо.
В первой части трилогии «К звёздам», Гарри Гаррисон описывает сцены близкого общения между Яном Кулозиком и Сарой – девушкой из Израиля. Несмотря на то, что откровенных сцен, как и раньше, Гарри Гаррисон не пишет, он нередко заостряет внимание читателя на элементах внешности Сары. И снова, повторюсь, эпизоды написаны не пошло, не грязно, а вполне вписаны в сюжетную линию произведения. То есть, они не вырваны из контекста – а органично продолжают то действие, которое было до – и после той сцены.
Но, можно ли писать подобные сцены в романах жанра «космическая опера», описывать их, с большей откровенностью – но при этом не скатываться в пошлость?
Как оказалось – да.
Это очень хорошо получилось у американского писателя Майкла Гира, в его трилогии «Запретные Границы». Возможно, дело в том, что раньше было «нельзя» писать такие вещи, а потом стало можно, неизвестно, но… Романы трилогии, хоть и не строятся вокруг откровенных сцен, всё же, имеют их в своём составе. Да, их немало – но они снова не кажутся вырванными из контекста.
Например, то, что происходит между Артой Ферой и Скайлой Лимой на яхте – это не просто «сцена ради сцены», это ещё и мощный психологический поединок двух сильных женщин (сильных не в смысле феминизма, которого в романах нет, а в смысле поединка воли), который Скайла, увы, проиграла, но это лишь закалило её душу.
Сцены между Синклером Фистом и министром Айлой Таккой (хотя прямо была показана только одна, первая их встреча такого рода) призваны показать не только то, что Айла – красивая женщина, которая умеет пользоваться своими «активами» - но и умеет использовать всё это для контроля над людьми. Сам персонаж Арты Феры – и её история тоже введены в сюжет не только ради откровенных сцен, но и ради неплохой сюжетной линии, полной трагизма и жестокости – в первую очередь к самой Арте (несмотря на всё то зло, что она совершила, к концу книг её становится жаль, так как её жизнь была очень сильно изуродована). Что же до таких персонажей, как Хриза Мари Аттеназио и Скайла Лима – их внешность, хоть и играет большую роль в сюжетах книг, но призвана лишь оттенять их истории.
Да, я рассказал об американской литературе и «взрослых» элементах в её фантастической литературе.
Но, что же у нас, в России?
Ну, с учётом нашей страны и её «стиля» - то же самое. Как известно, «в СССР этого не было». На самом деле, эта поговорка родилась на пустом месте – просто соединили две фразы, но, на страницах советских книг ничего такого быть не могло. Это не делало книги хуже, или скучнее – советские писатели-фантасты умели брать другими вещами. Тем не менее, после того, как СССР распался, авторы решили, что теперь можно всё.
Только вот… зачастую то, что они писали, выглядело ничуть не лучше стиля того же Хайнлайна, зачастую всё это было вырвано из контекста книги и почти не привязано к сюжету книги.
Валерий Большаков и его «Ганфайтер»
На самом деле – отличная книга. Автор с большим знанием и интересом рассказывает о морской фауне, о подводных городах и фермах, описывает приключения героев и «боевую часть». Только вот, едва дело доходит до женщин, то сразу появляется такое ощущение, будто эти сцены писал тинейджер в пубертатном состоянии. И с такими вещами, неплохая, в принципе книга, косвенно перекликающаяся с сюжетом Мира Полудня братьев Стругацких, превращается в полный трэш.
Алексей Бессонов тоже не стесняется перед тем, как устроить сюжетную близость между героями. По большей части, эти сцены неплохо вписаны в сюжетную линию его романов, но… иногда автор чрезмерно увлекается самим процессом, и добавляет «физиологии» там, где без неё можно было бы и обойтись. Этим особенно грешат его ранние романы про Алекса Королёва и его «коллег по службе». Тем не менее, в более поздних работах автор пишет уже более сдержанно.
Авторский дуэт «Александр Зорич» не часто балует читателя откровенными сценами в своих романах, так как там и так всё довольно хорошо. Зато, если уж таким сценам находится место в сюжетной линии книг, то просто держись. Галлюцинация Александра Пушкина в госпитале на Глаголе, знаменитая сцена в душе в «На корабле утро», эпизоды из книг про Андрея Румянцева (цикл «Пилот…»). В этих эпизодах авторы порой несколько «перегибают палку».
А вообще – всё хорошо в меру.
Да, иногда сложно обойтись без описания "этого", но, лучше всего, когда сцена призвана что-то показать, или что-то, что происходит между героями в данный момент, или вообще, или как-то показать их быт.
«Взрослые» сцены хороши, когда они пишутся не ради самих себя, а призваны что-то показывать – условия ли, что окружают героев, или некие повороты сюжета.
Какие еще книги вспомните, в которых взрослая тематика дана лишь как необходимая сюжетная вставка и прописана не ради "хайпа"? Пишите в комментариях!
В конечном итоге - это фантастика, а не фантазия.
Ставьте лайк, подписывайтесь на каналы и группу ВК "Фантастический Дзен" и читайте много интересного о хорошей фантастике!