Найти тему

Почему роторный двигатель не стал популярным?

В самом начале 60х годов прошлого века произошло событие которое в корне поменяло судьбу японской автомобилестроительной компании, ныне всеми известной как Mazda Motor Corporation.

До 1960 года Мазда не занималась выпуском автомобилей и Тэнудзи Мацуда - глава компании Мазда тех лет понимал, что для того чтобы стать успешными в этом деле им необходимо во всем превосходить своих конкурентов, необходимо было внедрение технологических инноваций, которые бы выделяли компанию среди конкурентов.

И в том же году состоялась судьбоносная встреча Мацуды с Феликсом Ванкелем - немецким инженером, которому принадлежала идея роторно- поршневого двигателя. После изучения технологии Тэнудзи Мацуда понял, что этот двигатель даст ему огромное преимущество перед конкурентами. Лицензия на двигатель и его улучшения были незамедлительно выкуплены.

Феликс Ванкель
Феликс Ванкель

Вскоре Мазда открыла новый отдел по доработке роторного двигателя, были наняты 47 молодых, перспективных инженера. Их назвали 47 ронинов по аналогии с японскими народным преданием.

Чем же этот двигатель так заинтересовал Японских инженеров?

  1. В первую очередь своей удивительной простотой конструкции - в нем нет коленвала, шатунов, противовесов, головки блоков с клапанами и др. Соответственно двигатель получался очень компактным и легким.
  2. Практически отсутствует вибрация. Все благодаря тому, что ротор двигается по кругу, а не делает возвратно-поступательные движения как обычный двигатель внутреннего сгорания. И как бонус РПД хорошо сбалансирован.
  3. Отличное КПД роторно-поршневого двигателя - невероятные 45% в отличии от бензинового ДВС с его 30%.
  4. РПД имеет отличные динамические характеристики, обладают высокой мощность и хорошим крутящим моментом. Так, при объеме в 1.3 литра мотор имеет показатель мощности на уровне 231 л.с и крутящий момент, равный 210Нм.
Роторно-поршневой двигатель Ванкеля
Роторно-поршневой двигатель Ванкеля

Благодаря фантастическому упорству японцев, преодолев невероятное количество трудностей через несколько лет им удается выпустить свой первый автомобиль с роторным двигателем - Mazda Cosmo Sport . Японцы решили всем доказать что их двигатель надежен и выставили Cosmo Sport на 84 часовой гонке на немецком Нюрбургринге. Было выставлено две машины и одна из них заняла четвертое место в общем зачете. Ее обошли два Porsche 911 и Lancia Fulvia. Это был поразительный результат!

Cosmo Sport
Cosmo Sport

С тех пор Мазда постоянно участвовала в различного рода гоночных соревнованиях, выставляя свои машины, оснащенные роторными двигателями.

Первый автомобиль с роторно-поршневым двигателем, участвовавший в Ле-Мане.
Первый автомобиль с роторно-поршневым двигателем, участвовавший в Ле-Мане.

Самая потрясающая гонка случилась в 1991 году, знаменитая гонка 24 часа Ле-Мана, в ней приняла участие 700 сильная Mazda 787B. Мазда обогнала Мерседес с Ягуаром и пришла первой к заветному финишу. Это стало настоящей сенсацией! Репортеры тогда писали, что наступила новая эра двигателей, где господствовать будет ротор. Но на следующий год регламент переписали и использование роторных двигателей было запрещено.

Триумф ротора, первая и последняя победа
Триумф ротора, первая и последняя победа

Но этой победой Мазда доказала, что роторный двигатель очень перспективная технология. Многие производители автомобилей попытались разработать свой роторный двигатель. Ситроен, Шевроле, Мерседес и БМВ пытались наладить производство, не остался в стороне и наш ВАЗ, но в серийное производство так и не попал ни один автомобиль этих компаний. Только инженерам компании Мазда удалось наладить крупное производство.

Роторный двигатель от Mazda
Роторный двигатель от Mazda

По настоящему легендарным автомобилем оснащенный роторным двигателем стала Мазда рх7. Выпускалась она с 1978 по 2002 годы. За эти годы всего было три поколения Mazda RX-7. Этот автомобиль был просто невероятным, благодаря малому весу ротора - всего 120 кг и его компактности, мотор размещали за передней осью автомобиля. Это позволило добиться идеальной развесовки автомобиля по осям 50/50. Это давало прекрасную управляемость автомобилем. Малый вес автомобиля в 1250 кг и мощность мотора до 280 л.с., позволяло разгоняться автомобилю всего за 5.3 секунды! Ну а звук выхлопа был просто потрясающим. Особую популярность этот автомобиль получил благодаря играм серии Need for Speed и фильмам франшизы Форсажа. Сколько крутого тюнинга мы там увидели!

Mazda RX-7
Mazda RX-7

Так почему же роторно-поршневой двигатель не получил такого распространения как обычный двигатель? К сожалению, помимо явных достоинств он имеет и недостатки:

  • Большой расход топлива, особенно на низких оборотах. При объеме двигателя в 1.3 литра расход в смешанном цикле составляет порядка 15-20 л бензина на 100 км пробега.
  • Огромным минусом так же является малый ресурс РПД, редко какой двигатель выдерживает больше 150 тыс км пробега.
  • Быстрый износ уплотнителей, при износе которых из-за прорыва газов повышаются вредные выбросы и падает мощность.
  • Повышенный расход масла, замена требуется каждые 5 тыс км. Подливать масло тоже приходится регулярно, расход на тысячу км от 400 до 1000 мл.
  • Склонность к перегреву. Это сказывается из-за формы камеры сгорания РПД.
  • Дороговизна. Так как при изготовлении РПД требуется очень точное оборудование для выполнения сложных работ над деталями, то и цена на запчасти и на сами моторы изначально очень высока. Поэтому РПД гораздо дороже чем классический ДВС.
  • Так же недостатком является сложность в обслуживании и малое число специалистов для ремонта.

Все эти недостатки и постоянно ужесточающиеся нормы по экологии заставили компанию в 2012 году прекратить производство роторных автомобилей, в этот год сошла с конвейера последняя роторная Mazda модель RX-8.

Mazda RX-8
Mazda RX-8

Но не спешите хоронить идею роторных двигателей, в 2017 году в Токийском автосалоне был показан невероятной красоты концепт кар Mazda RX-VISION. Как заявили представители компании Мазда, данный автомобиль готовится к серийному производству. И самое интересное в этом автомобиле то, что он будет роторным. По словам инженеров, в нем будут устранены все недостатки роторных двигателей.

Так что возможно эра роторных автомобилей только начинается!

Mazda RX-VISION concept
Mazda RX-VISION concept

Авто
5,66 млн интересуются